Совбез ООН остался при своих
Россия и страны Запада разошлись в оценках референдумов и ситуации вокруг «Северных потоков»
Присоединение к России новых территорий спровоцировало волну критики в адрес Москвы, начавшуюся сразу после торжественной церемонии в Кремле и продолжавшуюся всю ночь. Бурное обсуждение действий РФ состоялось и в Совбезе ООН, где также проголосовали по предложенной США и Албанией резолюции. Россия, как и ожидалось, воспользовалась своим правом вето. Еще четыре страны — Индия, Китай, Бразилия и Габон — воздержались. Затронули на заседании и тему предполагаемой диверсии на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2». И там тоже услышать и понять друг друга членам Совбеза не удалось.
«Радуемся вместе с вами»
Волна критики в адрес Москвы, которая началась сразу после торжественной церемонии в Кремле, продолжалась всю ночь. «Турция не признала аннексию Крыма Россией в результате нелегитимного референдума в 2014 году и каждый раз подчеркивала свою решительную поддержку территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины,— заявили, например, сегодня в турецком МИДе.— В соответствии с этой позицией, принятой в 2014 году, мы отвергаем решение России об аннексии Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины. Это решение, представляющее собой грубое нарушение установленных принципов международного права, не может быть принято».
«Суверенитет, территориальная целостность и независимость Украины должны уважаться»,— отметили в МИД Южной Кореи.
И даже бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, в составе правоцентристской коалиции выигравший недавние парламентские выборы, дал понять: в дальнейшем политика Рима в отношении Москвы не будет отличаться от политики, которую проводило предыдущее правительство. То есть явного и стремительного сближения с РФ ожидать не стоит.
Поддержали действия Москвы пока лишь две частично признанные республики — Абхазия и Южная Осетия.
«Сегодня мы свидетели торжества исторической справедливости на вашей земле. Мы радуемся вместе с вами»,— заявил президент Абхазии Аслан Бжания, обращаясь к лидерам новых территорий, присутствовавшим вчера на церемонии в Кремле. А президент Южной Осетии Алан Гаглоев подчеркнул, что народы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей проявили настоящий героизм и мужество, рискуя жизнями, приняли участие в референдуме и сделали единственно правильный выбор.
«Мы должны были ответить»
Обсуждалась тема и на площадке Совета Безопасности ООН. Инициаторами стали США и Албания, подготовившие резолюцию с осуждением действий РФ на Украине и призывом немедленно вывести войска с украинских территорий.
Некоторые страны — даже те, которые проголосовали в поддержку этой резолюции, как, например ОАЭ,— высказывали недоумение именно из-за спешки в вынесении резолюции на голосование. На спешку указывала и российская делегация.
Постпред США Линда Томас-Гринфилд, отвечая на эти претензии, заявила, что за последние несколько дней США действительно слышали от членов Совбеза, «что процесс проходит в спешке». Однако, по ее словам, что на самом деле было сделано поспешно, так это «незаконный акт России по аннексии украинской территории». «Мы должны были ответить»,— сказала госпожа Томас-Гринфилд. И пообещала, что если Россия воспользуется правом вето в Совбезе, то голосование по документу будет вынесено на уровень Генассамблеи.
Постпред РФ при ООН Василий Небензя, предваряя голосование, отметил: вряд ли США и Албания рассчитывают, что РФ проголосует против себя. «А если нет, значит вы намеренно подводите нас под применение права вето, чтобы потом разглагольствовать о том, что Россия им злоупотребляет. Это не что иное, как низкопробная провокация»,— заявил он. Добавив, что Россия предлагала «конструктивные поправки, которые поддержали бы многие здесь присутствовавшие», но они не были приняты к сведению. Таким образом, Совбез потерял возможность принять действительно сбалансированный документ, сожалел дипломат.
В целом прогноз российского постпреда сбылся. Россия применила право вето, а четыре страны (Индия, Китай , Бразилия и Габон) воздержались.
«"Разгрома" не получилось, и тезис об изоляции России в выступлениях наших бывших западных партнеров явно провис»,— заявил в этой связи в своем Telegram-канале первый заместитель постоянного представителя РФ при всемирной организации Дмитрий Полянский.
Между тем на самом заседании представитель Великобритании Барбара Вудворд сказала об обратном. Она заверила, что РФ осталась в одиночестве. С критикой в адрес РФ обрушились такие члены совета, как Норвегия и Франция. А вот Кения, например, заявила: поддерживая пункты резолюции, она при этом не ожидает, что документ приведет к существенному прогрессу.
Помимо Кении к конструктивному диалогу взывали Бразилия, Китай и Индия. Постпред Индии Ручира Камбодж отметила, что «диалог — единственный способ урегулировать разногласия и споры, каким бы пугающим он ни казался в данный момент». «Эскалация напряженности ни в чьих интересах. Важно найти пути для возвращения за стол переговоров. Принимая во внимание ситуацию в развитии, Индия решила воздержаться при голосовании по резолюции»,— заявила Ручира Камбодж.
По словам постпреда Китая Чжан Цзюня, «сила нынешнего кризиса на Украине является результатом накопления и пересечения различных конфликтов и напряженностей на протяжении длительного периода времени». Несмотря на то что позиция КНР очевидна — поддержка суверенитета Украины, «любые действия Совета Безопасности должны по-настоящему способствовать разрядке обстановки и урегулированию кризиса, а не обострению конфликтов и обострению конфронтации», добавил он.
Яркое заявление сделал постпред Мексики, который тоже проголосовал за резолюцию. Однако мотивационная часть, возможно, стала немного неожиданной для США. «Господин председатель, Мексика, которая на протяжении своей истории претерпела потерю своей территории в результате аннексии из-за иностранного вторжения, ни при каких обстоятельствах не может согласиться на то, чтобы другая страна также стала жертвой такого вида агрессии»,— заявил постпред страны Хуан Рамон де ла Фуэнте Рамирес. Очевидно, что он намекал на аннексию Соединенными Штатами Республики Техас в 1845 году и на захват огромных территорий вплоть до Тихого океана. Эти территории впоследствии вошли в состав ряда штатов США.
Подвел черту под этой частью дискуссии постпред Украины Сергей Кислица, который в очередной раз «принял к сведению присутствие представителя РФ в кресле Советского Союза», снова призвав рассмотреть законность нахождения российского коллеги на этом месте (тем более, по его словам, в свете неоднократного игнорирования Россией принципов ООН).
Дискуссии о диверсии
После того как участники Совбеза вернулись с перерыва на обсуждение второй темы — ситуации с «Северным потоком», стало понятно, что они подустали, а основной пар был выпущен в первой части дискуссии.
Директор управления финансирования устойчивого развития департамента ООН по экономическим и социальным вопросам Навид Ханиф рассказал присутствовавшим о ситуации в районе инцидента, охарактеризовав его как вызывающий крайнее беспокойство — особенно в связи с «неопределенностью на мировых энергетических рынках». Беспокойство вызывают и последствия для экологии региона из-за выброса в атмосферу большого количества метана, который по своему воздействию на атмосферу гораздо опаснее углекислого газа.
Последовавшее выступление по этому вопросу директора Центра энергетики Французского института международных отношений Марк-Антуана Эйль-Маззеги вызвало явное недовольство российской стороны, назвавшей заявления не совсем объективными. При этом запрос российской делегации разрешить представителю «Газпрома» Сергею Куприянову, который тоже участвовал в заседании по телемосту, предоставить контраргументы, был отклонен. Постоянный представитель Франции при ООН Николя де Ривьер (в сентябре выполняет функции председателя), ссылаясь на то, что аргументы могут исходить только от участников Совета, не предоставил представителю госкомпании право выступить с возражениями. Тот было начал уже говорить, но французский постпред призвал к порядку и прервал дискуссию. Это даже привело к небольшой перепалке с российским постпредом.
Отметим, что и на аргументы господина Небензи в Совбезе по существу отвечать не очень хотели. Вопросы о недавних заявлениях президента США Джо Байдена по «Северному потоку», учениях военных НАТО в этих районах и испытаниях в ходе этих учений подводных беспилотных аппаратов зампостпреда США Ричард Миллс (госпожа Томас-Гринфилд решила не принимать участие в этой части заседания) назвал конспирологией и отвлечением внимания от реальной проблемы — конфликта на Украине. Проигнорирован был и вопрос российской стороны про сообщение в Twitter экс-министра обороны и иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который ранее поблагодарил США за случившееся с «Северным потоком». Правда, потом эту публикацию он удалил.
«США категорически отрицают свою причастность к этому инциденту. И мы отвергаем любые утверждения, говорящие об обратном»,— отметил лишь американский дипломат.
Впрочем, было и то, в чем присутствовавшие сошлись. Они утверждали: чтобы выяснить, что же именно случилось с газопроводом, необходимо всестороннее международное расследование. Российская сторона настаивала на том, что в нем должны принимать участие РФ и Германия. Ведь, как отметил господин Небензя, ФРГ — это, пожалуй, главный пострадавший от произошедшего.