Активы поставили на разморозку
Каким образом Санкт-Петербургская фондовая биржа собирается вернуть клиентам заблокированные акции
«СПБ Биржа» придумала, как разблокировать замороженные активы россиян. Бумагами на сумму $300 млн планируют обменяться с одним из иностранных участников, заявил гендиректор площадки Роман Горюнов. Он добавил, что подробности механизма будут известны на следующей неделе. По данным ЦБ, из-за санкций замороженными оказались активы более 5 млн российских частных инвесторов. Стоимость заблокированных иностранных акций, которые принадлежат физлицам, — более 300 млрд руб. Тему продолжит Даниил Бабкин.
Намекнув на долгожданную разблокировку активов, подробностями «СПБ Биржа» не порадовала. Неизвестен ни механизм обмена, ни дисконт, ни загадочный «иностранный участник», который на это согласился. Ситуация с замороженными бумагами российских инвесторов крайне неопределенная. Тем не менее, предположить, как будет происходить обмен, можно.
Представим, что у зарубежного инвестора есть, например, еврооблигация Минфина России. Она, по сути, заблокирована, и по ней не выплачиваются купоны. С другой стороны есть российский инвестор, и, допустим, у него тоже есть облигация — только зарубежная и тоже замороженная из-за санкций. Оба субъекта находятся в похожей ситуации, и рыночный потенциал для обмена есть, говорит инвестиционный менеджер «Альфа-Капитал» Тимур Нигматуллин:
«Иногда некоторые российские участники совершают достаточно рискованные сделки. Они покупают за рубежом российские еврооблигации, планируют прийти к российскому Минфину и сказать: "Мы бенефициары еврооблигаций, пожалуйста, заплатите нам купоны". Теоретически похожие зеркальные действия могут предпринять зарубежные инвесторы и купить российские активы, то есть мы увидим потенциальные зеркальные сделки. Они могут быть безденежными — просто сделками обмена».
То есть бумаги после такого обмена, по идее, должен разморозить местный регулятор. Планы «СПБ Биржи» прокомментировал глава набсовета Московской биржи Сергей Швецов: «Интересно, с каким дисконтом». ЦБ настаивает, что обмен возможен только при пропорциональной компенсации убытков российских инвесторов. С другой стороны, в этой ситуации стоит спасти хотя бы часть активов, говорит управляющий директор «Иволга Капитал» Дмитрий Александров:
«Понятно, что теоретически регулятор может напечатать деньги и всем раздать, но это будет контрпродуктивно. Либо же сама биржа каким-то образом станет компенсировать убытки, но в это мне сложно поверить. Либо же это попытка вернуть хоть что-то. Здесь не стоит вопрос о возврате 100%, поскольку люди потеряли из-за блокировки все свои сбережения».
Вопрос дисконта при обмене активами — один из ключевых в этой ситуации. Инвестор Иван, который тоже пострадал от санкций против НРД, согласен на небольшие потери. Но собеседники “Ъ FM” вспоминают, что единичные операции уже проводились со скидками до 80%, и пойти на это Иван не готов:
«У меня просто очень большой портфель. Если тут речь идет о сотнях тысяч долларов, фактически ты признаешься, что полностью прогорел. Спасибо за 20% — я пошел. Нет, я бы так не сделал, конечно. Это 10 лет жизни, работы, и вот так просто взять и подарить 80%, когда санкции вообще не должны касаться физических лиц? Если дисконт 5%, как говорили сначала, это приемлемо».
Параллельно НРД, который попал под санкции ЕС в июне, добивается получения генеральных лицензий в Минфинах Бельгии и Люксембурга. Депозитарий надеется, что это позволит разблокировать активы неподсанкционных физлиц. Если решение будет отрицательным, брокеры планируют сами обратиться к Евросоюзу за лицензиями на разморозку.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".