Будьте на высоте

Начат прием заказов на очередной летающий автомобиль

Недавно мировые СМИ облетела новость — в Калифорнии стали принимать заказы на летающий автомобиль. Сенсации тут, с одной стороны, никакой — это далеко не первый случай объявления старта продаж транспортных средств подобного типа. С другой стороны, и сам аппарат, и его разработчики заслуживают того, чтобы узнать о них чуть подробнее, чем пара строк в новостной ленте.

Фото: Alef

Полтора десятка лет назад мой коллега ездил в калифорнийский город Дейвис, чтобы встретиться там с Полом Моллером. Его тогда называли не иначе как «отец летающего автомобиля». Этой темой господин Моллер к тому моменту занимался уже без малого сорок лет. Успел, по его собственным словам, освоить порядка $200 млн инвестиций. Но результатом многолетней работы были лишь несколько прототипов. О том, что они способны отрываться от земли, свидетельствовало определенное количество видео, снятых компанией Moller International в ходе испытаний.

Самый первый летательный аппарат Моллера был похож на летающую тарелку, какими их изображали в комиксах: человек сидел посередине, а вокруг его опоясывали роторные моторы. Более современные модели хоть и назывались «Скай-карами», но больше напоминали не автомобили, а что-то из бизнес-авиации, только с вертикальным взлетом.

Тем не менее Пол Моллер тогда, в 2008 году, был, если так можно сказать, в зените своей славы. Пресса писала, что вот-вот начнется серийный выпуск и продажа Skycars. Причем, первым из них должна была стать та самая «летающая тарелка» — модель M200X. По словам г-н Моллера, одна из главных проблем, с которыми сталкивается производитель летательных аппаратов в США, это то, что «воздух» относится к юрисдикции FAA — Федерального управления гражданской авиации США. Но полет на высоте трех метров не требует никаких регистраций, никаких разрешений и никаких лицензий. Любой человек, даже ребенок, уверял «отец летающего автомобиля», может сесть в него и полететь к себе в школу. Стоить игрушка должна была $95 тыс. Следом в продажу должна была поступить модель M400 — аппарат посерьезнее и с ценой под $1 млн. Взлетев вертикально, он на скорости 600 км/ч в облет пробок, мог бы за считанные минуты доставить хозяина из Сан-Франциско на ранчо в районе озеро Тахо. Ну, или из Москвы в Барвиху. Как уверял, г-н Моллер моего коллегу, первым заказчиком Skycar M400 стал россиянин. А поскольку роторные двигатели «Скайкара» работают на смеси спирта с водой, то баки заправлять можно даже водкой, что делает эксплуатацию летательного аппарата в РФ еще более удобной, — уверял калифорнийский профессор.

С вентиляторным заводом заключать договора…

Как пишут в книжках, «прошли годы». И вот, 19 октября 2022-го все крупнейшие СМИ не только США, но и всего мира, обошла новость: калифорнийский стартап Alef начал прием заказов на летающий автомобиль. Просто записаться можно за $150. За $1500 — попасть в «приоритетную очередь». Серийное производство летающего автомобиля должно начаться через два с половиной года, и первые заказчики получат свои летающие «Алефы» в четвертом квартале 2025-го. Цена одного изделия — $300 тыс.

В пресс-ките компания со столь серьезными амбициями выложила лишь несколько фотографий с компьютерными изображениями своего продукта. И несколько видеороликов, где средствами мультипликации показано, как, собственно, эта машина летает.

Выглядит двухместный автомобиль, мягко говоря, странно, хотя по заверениям его создателей, к дизайну приложил руку Хираш Разаги, бывший стилист марки Bugatti. Но дело не в красоте, а в принципе, по которому Alef переходит от режима «поездка» к режиму «полет». Он, справедливости ради, надо сказать, более, чем оригинален. По земле автомобиль — разумеется, электрический — ездит как обычная машина, и паркуется на обычном парковочном месте. Но при необходимости взлететь, вентиляторы под днищем поднимают его в воздух, там кузов становится вертикально одним бортом к земле и стороной, где еще недавно была крыша, по направлению полета. Шарообразная пассажирская капсула при этом поворачивается, так что пилот и его пассажир летят не «на боку». Если приглядеться, кузов Alef состоит как бы из воздухопроницаемой сетки, поэтому в полете его ячейки выполняют роль несущего крыла.

Предлагаемое видео, повторюсь — это компьютерная графика. Хотя, как уверяет релиз, испытания прототипа в натуральную величину ведутся уже с 2019 года. Есть и еще несколько сюжетов. Один из них показывает, как Alef перелетает упавшую на бок и перегородившую весь хайвей грузовую платформу — все обычные машины, разумеется, ждут, когда дорожная полиция решит проблему. Еще один мультфильм — пробка на одном из мостов в районе залива Сан-Франциско, над которой летят, не сталкиваясь, эскадрильи «Алефов». Впрочем, есть в пресс-ките и подлинные видео — один из участников проекта паяет настоящим паяльником какую-то микросхему. Что ж, любой стартап, вероятно, начинается с ручной работы. Даже в Кремниевой долине.

Американская мечта

Но проект, чтобы в него поверили, должен иметь красивую легенду. Есть она и у Alef. История компании началась в 2015 году, что уже неспроста. Вы, надеюсь не забыли, что именно в октябрь 2015-го отправился в своем путешествии во времени Марти Макфлай, герой знаменитого фильма «Назад в будущее». Так вот, в кафе Coupa местечка Пало-Альто собрались четыре единомышленника. Именно здесь, на салфетке и был нарисован Alef. Вообще, заведения общепита дали зеленый свет многим проектам. Так, то ли Фердинанд Порше нарисовал тогдашнему рейхсканцлеру, то ли наоборот — тот ему, но принято считать, что первое изображение «Жука» появилось именно на ресторанной салфетке. Чуть позже, опять же на салфетке в кафе Алекс Иссигонис впервые изобразил свой Mini… Словом, салфетка снова дала старт новому проекту, участниками которого стали Джим Духовны, Константин Кислый, Павел Маркин и Олег Петров.

Мы сейчас не будем затевать дискуссии наподобие тех, в процессе которых выясняют, чей авиаконструктор Игорь Сикорский. Украинский, потому что родился в Киеве? Российский, потому что построил самолет «Илья Муромец»? К слову, именно этому персонажу сейчас доверено вытеснить Бэтмена с детских футболок. Или все же американский, потому что с 1923 года и до своей пенсии работал в основанной им самим в США авиационной фирме Sikorsky Aero Engineering Corporation? Поэтому, скажем так, с участниками Alef нас объединяет общее советское прошлое.

«Будем честными, летающие машины — штуки прикольные, но сами по себе не более чем игрушки», — пишет у себя в соцсетях уроженец Симферополя Константин Кислый. Он полагает, что Alef может стать еще одним шагом в реализации «американской мечты». Теперь можно иметь «доступный среднему классу дом среди холмов», но при этом быть «в часе досягаемости до центра города, работы, развлечений».

Джим Духовны — казалось бы, судя по имени, единственный «иностранец» в проекте — фигурирует в соцсетях как Евгений Духовный. Из интеллигентной киевской семьи. Его отец — известный в СССР бард, в частности, сочинивший песню со словами «а без Подола наш Киев невозможен, как Святой Владимир без Креста», больше всего прославившуюся в исполнении Аркадия Северного. В 1992 году он эмигрировал в США, благодаря чему нынешний соучредитель Alef имел возможность получить образование в Беркли и Стэнфорде, одних из самых уважаемых вузов Америки.

От A до Z

Впрочем, все эти подробности интересны скорее российскому читателю, нежели американскому потенциальному заказчику летающей машины — что-то подсказывает, что нам с вами вставать в очередь на покупку пока едва ли есть смысл. Какие легенды припасены для них?

Фото: Alef

Ну, например, про безопасность. Релиз уверяет, что все системы у Alef дублируются троекратно, а некоторые восьмикратно. Летающий автомобиль может уклоняться от препятствий. Но на всякий случай имеет парашют. Кто из нас, когда в полете начинался турбулентный «расколбас», не задавал себе вопрос: «почему авиастроители не научились делать для самолетов парашюты, чтобы в случае аварии, фюзеляж целиком, вместе с пассажирами, мог бы безопасно возвращаться на землю». Но, повторимся, всему этому пока приходится верить на слово. Хотя по словам Джима Духовны, два прототипа, построенных в 2019 году, регулярно совершают демонстративные полеты, которые устраиваются для инвесторов.

Ну, или про этих самых инвесторов. Руководство Alef утверждает, что проект поддержал Тим Дрейпер, инвестор, знаменитый в том числе тем, что стал одним из первых, кто вложился в Tesla. Первый летающий автомобиль Alef даже называется по тому же принципу, как у Илона Маска — Model A. Немного «масло масляное», конечно, потому что «алеф» — это первая буква еврейского алфавита. Но живем же мы в России с недавно придуманной лексемой «сельское поселение» или с «АвтоВАЗом», который расшифровывается как «Автомобильный Волжский Автомобильный завод». Но что касается «поддержки», то тут, кстати, можно поверить. Судя по соцсетям г-на Духовны, с Дрейпером они знакомы уже не первый год, и, естественно, тому не составило труда поддержать проект если не деньгами, то хотя бы добрым словом.

Основатели компании Alef и инвестор Тим Дрейпер (второй слева), 2018 год

Фото: Alef

И еще, конечно, про перспективы. Чтобы мы с вами не подумали, что Alef — это не какая-то бабочка-однодневка, компания обещает построить летающий четырехместный седан с настораживающим названием Model Z. Полететь он должен в 2035 году, о чем думать сегодня, когда непонятно даже то, что будет через месяц, довольно сложно.

Продавец воздуха

«Скайкары» Пола Моллера в свое время так и не пошли в производство. Уже в 2009 году пресса его разлюбила, начала писать, что профессор просто собирал деньги с инвесторов, заведомо зная, что ничто и никуда у него не полетит. Долги компании Moller International на тот момент составляли $43,1 млн.

Видимо мой коллега что-то такое почувствовал еще при встрече с Полом Моллером. И свою публикацию он назвал «Продавец воздуха».

Дмитрий Гронский

Вся лента