Новые мюнхенские речи

Как Россию критиковали на конференции по безопасности, а она отвечала откуда могла

В Мюнхене завершилась конференция по безопасности — крупнейший международный форум с участием более ста президентов, премьеров и министров. Центральной темой мероприятия в этом году ожидаемо стал конфликт вокруг Украины. Украинскую делегацию в Мюнхене принимали как героев, в то время как официальных лиц из России на конференцию не пригласили вовсе. Это, впрочем, не помешало российским чиновникам вступать в заочную дискуссию со своими оппонентами.

Предложения практически всех участников Мюнхенской конференции сводились к одному: надо поддерживать Украину вплоть до поражения России

Фото: Алексей Витвицкий, Коммерсантъ

В самом центре баварской столицы, на площади близ городской ратуши, в субботу прошел шумный митинг. Участники акции протеста требовали прекратить поставки западных вооружений Украине, начать мирные переговоры с Россией и распустить Североатлантический альянс. «К черту НАТО! — кричали они.— Хватит стрелять, начните переговоры! Россия нам не враг!»

В расположенном неподалеку фешенебельном отеле Bayerischer Hof, где проходила Мюнхенская конференция по безопасности, говорили ровно об обратном.

О том, как сплотились члены НАТО и как возросла роль этого военно-политического блока (госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что за это надо поблагодарить президента РФ Владимира Путина, «который сделал для укрепления Североатлантического альянса больше, чем кто-либо на планете»). О необходимости продолжать наращивать поставки вооружений и техники Украине (по словам выступившего по видеосвязи украинского президента Владимира Зеленского, которому на конференции аплодировали стоя, «только так Давид сможет победить Голиафа»). И об опасности преждевременного перемирия (по мнению главы МИД Германии Анналены Бербок, «если Россия сейчас прекратит стрелять, не будет войны, если же Украина прекратит стрелять — не будет Украины»).

Вице-президент США Камала Харрис объявила в ходе своего выступления в Мюнхене, что «Россия совершила на Украине преступление против человечности» и «должна быть призвана к ответственности».

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «единственный путь гарантировать прочный и справедливый мир на Украине — это дать украинцам военную поддержку». По его словам, «многие задаются вопросом, не несет ли военная помощь Украине риск эскалации конфликта», но он с этим не согласен: «Свободных от риска вариантов нет. Но риск победы Путина гораздо выше».

О том, что «России нельзя позволить победить», заявил в Мюнхене и французский президент Эмманюэль Макрон. В то же время он добавил, что, в отличие от других, не поддерживает идею «полного разгрома» России.

«Я хочу, чтобы Россия потерпела поражение на Украине, и я хочу, чтобы Украина могла защитить свои позиции. Но я не считаю, как некоторые, что мы должны стремиться к полному разгрому России, атакуя Россию на ее земле. Эти наблюдатели (которые так считают.— “Ъ”) хотят, прежде всего, сокрушить Россию. Но это никогда не было и никогда не будет позицией Франции»,— сказал он журналистам в Мюнхене.

Фотогалерея

Мюнхенская конференция–2023

Смотреть

Российской официальной делегации на форуме не было. Как уже писал “Ъ” (см. номер от 17 февраля), новый председатель Мюнхенской конференции немецкий дипломат Кристоф Хойсген решил не приглашать представителей властей РФ, «чтобы не давать им площадку для пропаганды» (вместо этого на мероприятие позвали российских оппозиционеров). На это в МИД РФ ответили, что из Москвы никто и не полетел бы в Мюнхен, даже если бы приглашение было.

Кристоф Хойсген, председатель Мюнхенской конференции по безопасности

Родился 17 марта 1955 года в Дюссельдорфе. Окончил Университет Санкт-Галлена (Швейцария), учился в Южном колледже Джорджии (США) и в Сорбонне (Франция). В 1980 году получил докторскую степень в Университете Санкт-Галлена. В том же году поступил на дипломатическую службу.

С 1983 года работал в отделе прессы и экономических вопросов консульства Германии в Чикаго, с 1986 года — в посольстве Германии в Париже. С 1988 по 1999 год Кристоф Хойсген работал на различных должностях в МИД ФРГ в Бонне. В 1988 году был назначен личным референтом координатора франко-германского сотрудничества. С 1990 по 1992 год занимал должность заместителя руководителя отдела, отвечающего за переговоры по Маастрихтскому договору. С 1993 по 1997 год был сотрудником по европейским делам секретариата министра иностранных дел ФРГ Клауса Кинкеля. Затем два года возглавлял европейское подразделение Министерства иностранных дел.

С 1999 по 2005 год Кристоф Хойсген руководил политическим штабом верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Хавьера Соланы. С 2005 года консультировал канцлера Германии Ангелу Меркель по вопросам внешней политики и безопасности и возглавлял департамент внешней политики канцелярии. С 2017 по 2021 год Кристоф Хойсген был постоянным представителем ФРГ при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и в этом качестве участвовал в заседаниях Совета Безопасности ООН в апреле 2018 года и июле 2020 года. Во время сессий СБ ООН, посвященных ситуации на Украине, Кристоф Хойсген и постоянный представитель России при ООН не раз вступали в словесные перепалки. Так, например, в 2019 году немецкий дипломат, оговорившись, заявил, что Россия в 2015 году участвовала «как в оккупации Минска, так и в оккупации Донецка». Василий Небензя заметил в ответ, что Россия «брала Берлин», а Минск — освобождала.

В 2022 году Кристоф Хойсген стал председателем Мюнхенской конференции по безопасности.

Анна Фомина

Неучастие в конференции, однако, не помешало российским официальным лицам активно комментировать происходящее в баварской столице. Так, посол РФ в США Анатолий Антонов ответил на заявление Камалы Харрис о причастности России к совершению преступлений против человечности на Украине. «Рассматриваем подобные инсинуации как беспрецедентную по степени цинизма попытку демонизировать Россию в рамках развязанной против нас гибридной войны,— заявил он из Вашингтона.— Нет никаких сомнений, что цель таких выпадов Вашингтона — оправдать собственные действия по разжиганию украинского кризиса. Прежде всего, безудержную милитаризацию киевского режима».

Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, откликнулся на слова Йенса Столтенберга о том, что риск победы России гораздо выше, чем риск эскалации конфликта на Украине. «Перевожу на понятный русский: риск начала третьей мировой войны существенно меньше риска победы нашей страны»,— написал Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале. По его мнению, в НАТО Россию «ненавидят и боятся».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова же прокомментировала заявление президента Франции Эмманюэля Макрона о том, что Париж не хочет полного разгрома России. «Франция — член НАТО. Альянс во всех документах прописывал в качестве противника Россию. Париж, возможно, и сопротивлялся, но сделать ничего не смог и солидаризировался с этим,— отметила она.— Поставки оружия на фоне заявлений о недопустимости победы России не оставляют иного логического вывода, кроме одного — нам хотят поражения. Перехотят».

И даже темы, которые публично не обсуждались в Мюнхене, не остались без реакции российской стороны.

«Мюнхенская конференция однозначно плоха. Она сконструирована под то, чтобы проблемы либо замалчивать, либо выдавать за происки инакомыслящих,— написал в Telegram вице-спикер Совета федерации Константин Косачев, ранее неоднократно ездивший в Мюнхен.— Самый кричащий сюжет — взрывы "Северных потоков". Трудно представить себе тему, которая наряду с украинским кризисом затрагивала бы вопросы безопасности и сотрудничества столь напрямую. Но на Мюнхенской конференции — только об Украине (читай — о России). О взрывах, беспрецедентных в современной истории человечества, судя по всему, ни слова, во всяком случае с трибуны».

Ответ на вопрос «почему?» для него очевиден: «Во-первых, операция по подрыву была натовской. И, во-вторых, потому что Мюнхенская конференция — тоже натовская. А чего тогда обсуждать?»

Единственным выступающим, кто не сказал в адрес России ничего критического, был глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И.

Он пообещал, что до конца февраля Пекин представит план политического урегулирования украинского кризиса вокруг Украины. Пекин планирует обнародовать его 24 февраля. Из пояснений Ван И, правда, непонятно, идет ли речь о некой «дорожной карте» или общих принципах.

«В позиционном документе мы повторим предложения, сделанные председателем КНР Си Цзиньпином, в том числе о необходимости уважать территориальную целостность и суверенитет, соблюдать цели и принципы Устава ООН, о необходимости серьезно относиться к законным опасениям в сфере безопасности и поддерживать все усилия, способствующие мирному урегулированию кризиса»,— сказал глава китайской делегации. По словам Ван И, Китай в украинском вопросе «твердо стоит на стороне мира и диалога».

Из Мюнхена Ван И, как ожидается, полетит на переговоры в Москву. Заодно и впечатлениями о конференции поделится.

Елена Черненко, Мюнхен

Мирный договор по Карабаху удаляется от Москвы

Приехавшие на Мюнхенскую конференцию по безопасности премьер Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев не упустили возможность увидеться дважды — сначала на переговорах при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена, а затем публично — на панельной дискуссии, где вместе отвечали на вопросы.

Напомним, что в четверг Никол Пашинян заявил, что передал Азербайджану, а также России, Франции и США новый вариант мирного договора, который он сам назвал «полным» и «окончательным». В Баку по этому поводу такого оптимизма не выражали. Зато после встречи в Мюнхене наличие продвижения по вопросу мирного договора подтвердил госсекретарь США. «Он (Энтони Блинкен.— “Ъ”) отметил значительный прогресс, достигнутый обеими сторонами за последние несколько месяцев на пути к мирному соглашению, и обратил внимание на предложение председателя Евросовета Шарля Мишеля принять стороны в Брюсселе»,— заявил пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс.

Какое-либо участие России в работе над мирным договором оказалось под вопросом. Как уточнили в правительстве Армении, переговоры в ходе Мюнхенской конференции по безопасности проходили «в соответствии с достигнутыми в Праге договоренностями». Речь идет об октябрьской встрече, на которой Баку и Ереван подтвердили свою приверженность Алма-Атинской декларации, что означает признание территориальной целостности и суверенитета друг друга. В Москве после этого прозрачно намекнули, что недовольны решением Еревана, так как это противоречит логике российских дипломатов.

Выступая на панельной дискуссии «Сдвинуть горы? Установление безопасности на Южном Кавказе», Никол Пашинян и Ильхам Алиев тоже упоминали о России преимущественно в негативном контексте. Подняв самую обсуждаемую в Армении тему — ситуацию в Лачинском коридоре, премьер Армении напомнил, что обеспечивать движение по нему — это обязанность Азербайджана и российских миротворцев. Однако гуманитарная ситуация в Карабахе, по словам господина Пашиняна, с каждым днем ухудшается, в то время как мировая общественность не уделяет должного внимания этой проблеме. «Вы знаете, что долгое время все международное внимание по понятным причинам приковано к Украине, и это создает новые риски для нашего региона»,— сказал армянский премьер.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что ему близок подход Вашингтона и Брюсселя, которые разделяют переговорный процесс на два отдельных трека: переговоры Армении и Азербайджана и установление контактов между Азербайджаном и армянским населением Карабаха. «С нашими международными партнерами было согласовано, что будут обсуждаться права и гарантии армянского меньшинства в Карабахе. Мы готовы к этому. Но с теми представителями армянской общины, которые жили, которые родились и всю жизнь прожили в Карабахе. А не с тем человеком, который был экспортирован из России, чтобы занять руководящую должность в Карабахе»,— сказал господин Алиев, имея в виду бизнесмена Рубена Варданяна, который недавно возглавил правительство непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

При этом, как утверждает президент Азербайджана, недавно Рубен Варданян тайно выезжал из Карабаха, невзирая на блокаду, и летал в Москву. «Мы никогда не позволяли внешним силам вмешиваться в наши внутренние дела и никогда не позволим. Карабах — это Азербайджан»,— сказал он в интервью азербайджанским телеканалам перед отъездом из Мюнхена.

Кирилл Кривошеев

Вся лента