Интересы воронежцев оказались не в приоритете

Открытое письмо Председателю Верховного Суда Российской Федерации В. М.Лебедеву

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Обратиться к вам с открытым письмом вынудила меня ситуация, которая может привести к тотальной вырубке лесов в Воронеже.

Верховный суд РФ зарегистрировал сразу две кассационные жалобы, поданные Рослесхозом и депутатом Воронежской гордумы Алексеем Ивановичем Панфиловым. Общественность Воронежа, к которой относится и наша некоммерческая организация, очень волнуется за то, какое решение будет принято в высшей судебной инстанции нашего государства, потому что от него во многом зависит, будут ли завтра воронежцы дышать чистым воздухом.

Дело в том, что мэрия Воронежа включила в границу города 583 га лесов, что отмечено в Генплане. А в письмах и апелляционной жалобе Рослесхоза называется цифра еще большая — 888 га леса. Ни один из этих показателей не был согласован федеральным ведомством.

Как объясняют в Рослесхозе, в 2020 году ведомство рассмотрело и не согласовало поступивший из Минэкономразвития России проект Генерального плана городского округа город Воронеж. На сегодняшний день, спустя два года, согласование проекта Генерального плана Воронежа в Федеральном агентстве лесного хозяйства так и не состоялось.

Однако за эти два года городская власть не стала утруждать себя доработкой проекта, успела его утвердить в городской думе и следом принять Правила землепользования и застройки, по которым строители ведут активную работу.

К сожалению, оговоренный законодательством мораторий, распространяемый на защиту присоединяемых к городу лесов, действует только один год, после истечения которого городская администрация вправе перевести зеленые зоны под любое выгодное им назначение.

Хотя по действующему законодательству муниципалитеты обязаны до утверждения проекта Генплана пройти согласование в отраслевых федеральных органах (ст. 25 Градостроительного кодекса РФ), власти Воронежа решили пойти по своим правилам и в декабре 2020 года, несмотря на разногласия с Минприроды и Рослесхозом, утвердили Генеральный план развития города до 2041 года. Именно этот факт и послужил началом судебных разбирательств вокруг главного градостроительного документа городского округа. Беспартийный депутат Алексей Иванович Панфилов выступил в защиту лесов и потребовал в судебном порядке отменить Генплан. Он уверен, что порядок согласования и утверждения нормативных актов закреплен федеральным законодательством и, если муниципалитеты позволяют себе самостоятельно отдавать под застройку «зеленые зоны» без ведома федеральных отраслевых органов, это ставит под вопрос эффективность работы всей правовой системы страны.

Однако областной суд встал не на сторону защиты интересов жителей и лесов, а на сторону администрации. Увидев столь неожиданный поворот, к иску присоединилось Федеральное агентство лесного хозяйства, ведь речь идет о федеральных лесах.

По оценке ведомства, «действия администрации Воронежа свидетельствуют о самозахвате земель лесного фонда, нарушают имущественные права и законные интересы Российской Федерации в области лесных отношений. Именно к этому и приведет такая практика. Все начнут прикрываться квазиюридическим (то есть нигде в законодательстве не предусмотренным) термином «проектируемая граница», спокойно включать лесные или любые особо охраняемые земли в границы населенных пунктов. На такие участки будет распространяться режим, разрешенный для земель населенных пунктов, в том числе возможность их беспрепятственно застраивать и использовать для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства. Документы, подтверждающие данные обстоятельства, представлены Воронежской городской думой в материалы административного дела по оспариванию Генерального плана. Но суд не дал им никакой правовой оценки, считают в ведомстве.

Впрочем, речь идет не только об имущественных правах. Воронеж находится в не очень благоприятной степной зоне. Раньше его, бывало, накрывали песчаные бури. Поэтому вокруг города высадили сосновые леса. Это позволило горожанам дышать, что называется, полной грудью. По санитарным нормам в городе-миллионнике должно быть предусмотрено не менее 16 кв. м озелененных территорий на каждого жителя. Сегодня в Воронеже на каждого горожанина приходится в 2 раза меньше установленной государством нормы — 8,9 кв. м зеленых территорий. Спасают положение пригородные лесные массивы, которые теперь оказываются под «домокловым мечом» лесорубов.

Есть еще одна грань этой ситуации: как говорят юристы, с которыми консультировалась наша организация, данный прецедент может породить вопиющую практику для муниципалитетов всей страны.

Получается, что муниципалитет может чисто формально относиться к действующей норме согласования Генплана развития города с федеральными ведомствами. И независимо от того, получают они одобрение или нет, застраивать город по своему усмотрению. Такая практика показывает, что интересы строителей могут быть выше интересов горожан. К сожалению, областной суд это только подтвердил. Последствия такого развязывания рук муниципальным властям могут быть крайне тревожны. Хаотичная застройка городов просто-напросто узаконивается на местном уровне.

Мы вместе с Рослесхозом и административным истцом Алексеем Ивановичем Панфиловым не согласны с позицией Воронежского областного суда, апелляционной и первой кассационной инстанций, которые свои решения и постановления об отказе в удовлетворении требований истцов мотивировали тем, что в настоящее время фактическая граница города не утверждена, является проектируемой, поэтому леса не стали ранее землями населенного пункта. А ведь Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что Генеральным планом граница населенного пункта должна быть утверждена обязательно.

Обращаемся к Вам как к последней инстанции, которая еще может в правовом поле отстоять жизненно важные интересы воронежцев.

Константин Жуков, директор некоммерческой организации Ассоциация содействия развитию Воронежа «Новый город»

НКО Ассоциация содействия развитию Воронежа «Новый город»

Вся лента