Киномания без правил
Вышли на русском языке мемуары Квентина Тарантино
В издательстве Individuum выходит книга Квентина Тарантино «Киноспекуляции», жанр которой точному определению не поддается. Отчасти трогательные мемуары, отчасти блестящие кинокритические эссе, отчасти беспомощное бормотание с неймдроппингом в духе какого-нибудь блогера-синефила. Михаила Трофименкова она не просто подкупила именно что полным авторским пренебрежением к стилистическому единству текста и восхитительной антиполиткорректностью: критик почувствовал в режиссере братскую душу.
Квентин Тарантино. Киноспекуляции. Пер. с англ. Сергея Козина.— М.: Individuum, 2023.
Фото: Individuum
Ребенком Квентин Тарантино разрыдался на диснеевском мультике «Бэмби» и не смог досмотреть его до конца: уж больно невыносима была жестокость гибели матери олененка и последующего лесного пожара. Черт возьми, да то же самое произошло и со мной на сеансе «Бэмби» в ленинградском кинотеатре Госфильмофонда в ДК имени С. М. Кирова.
И дело вовсе не в том, что мы с Тарантино были этакими розовыми пони. Он к тому времени уже посмотрел (в возрасте семи лет) шокировавший даже матерых кинокритиков фильм Джона Эвилдсена «Джо» о родителях, расстреливающих своих детей-хиппи. И обожал не только «Грязного Гарри» Дона Сигела, но и «Избавление» Джона Бурмена с его чудовищной сценой гомосексуального изнасилования. А я уже возлюбил и «Семь самураев» Акиры Куросавы, и «Золотую пулю» Дамиано Дамиани, и даже «Апокалипсис» Копполы, увиденный на сдвоенном сеансе — о, как бэби-Тарантино обожал двойные сеансы — фильмов ММКФ.
Забавно, однако, что Тарантино вырос исключительно на Голливуде: европейское кино он узнал позже. А мы, советские синефилы 1970-х, несмотря на железный занавес, росли именно на европейском, а не на советском кино.
Да, мы оба ходили с ранних лет на кино, по-советски говоря, «детям до 16». Благодаря сначала попустительству знакомых билетеров, потом — акселерации: вымахали этакие дылды. И оба чувствовали разницу между человечной жестокостью Сигела или Куросавы и слюнявой спекулятивностью Диснея. И оба ощущали во время просмотров недетского кино причастность к «взрослому времени», как точно формулирует Тарантино.
Воспоминания о первых киноощущениях — лучшее в книге. Точнее говоря, о тех, кто сопровождал в кино Тарантино-бэби. А это были бойфренды его юной, красивой и беззаботной мамы и ее подруг. Встречались же они исключительно с чернокожими парнями: Квентин сложил гимны двум из них, неким Реджи и Флойду. А к Флойдовым оценкам увиденных ими некогда фильмов — резонов заподозрить, что Тарантино приписал призрачному Флойду собственные афоризмы, хватает, но кто ж поймает автора за руку — приравнял оценки статусного голливудского кинокритика Кевина Томаса, которому посвящена отдельная глава «Киноспекуляций».
Флойд был еще и автором оставшегося неведомым миру бесконечного сценария вестерна о чернокожем ковбое. Как знать, не будь увлекательных показов Флойдом в лицах перипетий этого сценария, Тарантино не снял бы «Джанго освобожденного». Но совершенно точно, не ходи Квентин со своими старшими дружками в негритянские кинотеатры, он не открыл бы для себя великую актрису «блэксплуатейшен» Пэм Грир, сыгравшую главную роль в его «Джеки Браун».
Детский опыт вроде бы служит безусловным сертификатом политкорректности Тарантино. Однако же на любую корректность ему плевать. Ладно еще, что он воспевает в очерках о любимых фильмах «смелую реакционность» «Грязного Гарри», впервые выведшего на экран «новое зло» серийных убийств и простительного даже в своей гомофобии. И еще «красоту» зверских побоищ в «Дикой банде» Сэма Пекинпы, «садомазохистское упоение» «Избавления», «сексуальность насилия» Педро Альмодовара и «пьянящую жестокость» «кровавого катарсиса» «Таксиста» Мартина Скорсезе.
Мало того. Он, безусловно, объявляя великого Джона Форда записным расистом, обожает его вестерн «Искатели» до такой степени, что видит в нем матрицу таких разных-разных фильмов, как «Таксист», «Раскаты грома» Джона Флинна и «Хардкор» Пола Шрейдера. Прости, Квентин, это уже просто какая-то нездоровая фиксация на эпопее о путешествии двух ветеранов гражданской войны в поисках похищенной индейцами девушки. Впрочем, Тарантино можно все.
Даже рассуждать о том, что исполнение, пусть и гениальное, Харви Кейтелем роли сутенера Щеголя в «Таксисте» изначально фальшиво. Не было, утверждает Тарантино, в Нью-Йорке белых сутенеров — и кому, как не ему, знать об этом. Ну не было, и все. И в оригинальном сценарии Таксист расстреливал именно что банду афроамериканцев. Но ведь, подмигивает читателям Квентин, а кто бы лучше Кейтеля справился с этой ролью. То-то и оно: борьба этики и эстетики (как и отторжение любой цензуры) — подтекст, казалось бы, хулиганских эскапад Тарантино. И сам он не принимает безоговорочно в этой борьбе ни одну из сторон.
Именно об этом лучшее киноэссе «Киноспекуляций», посвященное глубокому расколу внутри того, что мы привычно воспринимаем как единый «Новый Голливуд» конца 1960-х — начала 1970-х. По Тарантино (и он, безусловно, прав) то блестящее режиссерское поколение распадалось на «киношпану» (Джон Кассаветис, Артур Пенн, Хэл Эшби, Ричард Раш и другие) и «антисистемщиков» (Коппола, Скорсезе, Лукас, Спилберг и другие). Первые демонтировали жанр, сокрушали американскую мечту, демифологизировали «американский фашизм». Вторые возрождали голливудский жанр вкупе с американской мечтой, прекрасно понимая, что, как говорит Тарантино, уйме людей хочется смотреть «фильмы о гигантских муравьях».
Кто был из них прав? И те, и другие, и прежде всего любители фильмов о гигантских муравьях. А еще больше прав умница Тарантино, своей сбивчивой речью прижавший к сердцу и тех, и других, и третьих, и даже гигантских муравьев.
Фотогалерея
Квентин Тарантино и его фильмы
«Не то чтобы я жалею, что я не черный. Просто так сложилось — там, где я вырос, была куча черных. Если вы выросли во Франции, вы будете говорить по-французски и любить все французское. А я рос среди черных»
Квентин родился вне брака у 16-летней медсестры Конни Макхью от актера Тони Тарантино. При рождении ребенку дали имя Квинт, но оно пришлось не по вкусу выросшему Тарантино, и он сменил его на привычное нам Квентин. Мать имеет ирландские и индейские корни. Отец — американец итальянского происхождения
Фото: Автор неизвестен
«Я не ходил в киношколу. Я ходил в кино»
В 15 лет Тарантино бросил школу с условием, что найдет работу. Через некоторое время он устроился билетером в кинозал, где крутили порно. В 22 года Тарантино начал работать в видеопрокате, где и написал свои первые сценарии «Настоящая любовь» и «Прирожденные убийцы», которые позже поставили Тони Скотт и Оливер Стоун
Фото: Автор неизвестен
Деньги, вырученные от продажи первых сценариев, Тарантино использовал для съемок «Бешеных псов» (1992). Режиссер был готов снять этот фильм даже 16-миллиметровой камерой на черно-белую пленку, но после того как сценарием заинтересовался известный актер Харви Кейтель, бюджет картины значительно вырос. На многих показах «Бешеных псов» некоторые зрители покидали зал прямо посреди сеанса из-за жестоких сцен, но в целом фильм собрал хорошую кассу и был высоко оценен критиками
Фото: Live Entertainment; Dog Eat Dog Productions
Выход «Криминального чтива» в 1994 году, по мнению многих, совершил революцию в кинематографе того времени. Фильм собрал более $250 млн во всем мире
На фото: Квентин Тарантино (справа) и Сэмюэль Л. Джексон, который впоследствии снялся во многих картинах режиссера
Фото: Miramax Films
«Криминальное чтиво» выдвигали на премию «Оскар» в семи номинациях, однако победа досталась только в категории «Лучший сценарий»
На фото: соавторы «Криминального чтива» Квентин Тарантино и Роджер Эвери. С Эвери режиссер подружился во время работы в видеопрокате
Фото: Reuters
«Кому-нибудь снесут полбашки из винчестера — и меня это ни капли не тронет. Я воспринимаю это как клевый спецэффект или мне нравится мизансцена. Меня по-настоящему трогают обычные человеческие истории. Кто-нибудь порежется листом бумаги на съемочной площадке, и меня пробирает, потому что я могу это на себя примерить»
Фильм «Четыре комнаты» (1995 год, кадр из ленты на фото) состоит из четырех частей, объединенных местом действия и главным героем, отснятых четырьмя режиссерами, один из которых — Квентин Тарантино
Фото: Miramax Films; A Band Apart
С начинающим режиссером Робертом Родригесом (на фото справа) Тарантино познакомился на кинофестивале в Торонто, где он представлял «Бешеных псов», а Родригес — «Музыканта». Режиссеры решили сотрудничать, а впоследствии стали близкими друзьями
Фото: Reuters
«Есть фильмы, которые отказываются играть по правилам, и мои фильмы как раз такие: где-то грубые, иногда жесткие, но в конечном счете радующие глаз»
Фильм «От заката до рассвета» (1996) Квентин Тарантино планировал поставить самостоятельно, но позже, сосредоточившись на доработке сценария и своей роли, уступил место режиссера Роберту Родригесу
На фото: кадр из фильма — Тарантино в роли психопата-параноика Ричи Гекко
Фото: Miramax Films
В 1997 году вышел новый фильм Квентина Тарантино — «Джеки Браун» — экранизация его любимого романа «Ромовый пунш» Элмора Леонарда. Картина имела меньший успех у критиков и зрителей, чем предыдущие фильмы. После нее Тарантино практически ушел из кино на следующие шесть лет
На фото: Квентин Тарантино на съемках «Джеки Браун» с актрисой Пэм Грин
Фото: Darren Michaels / Miramax Films
Картина «Убить Билла. Фильм 1» (2003) — сильно стилизованный кровавый боевик, снятый по сценарию, разработанному Тарантино вместе с актрисой Умой Турман. Ее Тарантино сравнивал с Марлен Дитрих и называл «своим Клинтом Иствудом»
Фото: Miramax Films
«Мне не хочется становиться пожилым кинематографистом, потому что моя фильмография — это для меня святое. Режиссеры не становятся лучше с возрастом, а один плохой фильм портит впечатление от трех хороших. Так что если я в итоге сделаю всего десять, но отличных фильмов, я буду этим доволен»
Квентин Тарантино, режиссер Никита Михалков (в центре) и лидер КПРФ Геннадий Зюганов (справа) во время торжественной церемонии открытия XXVI Московского международного кинофестиваля в 2004 году
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
«Мы заходим в кинотеатр, а там в зале сидит 13 человек. В день премьеры на сеансе в 20:30. Как вам такое? Это было унизительно»
Фильм «Грайндхаус» (2007) стал очередным совместным проектом. Лента, состоящая из двух полнометражных сегментов — зомби-хоррора «Планета страха» Родригеса и триллера о маньяке-каскадере «Доказательство смерти» Тарантино, не возымела коммерческого успеха в прокате
На фото: Квентин Тарантино с актером Куртом Расселом (слева) перед премьерой фильма в Лос-Анджелесе
Фото: Reuters
«Думаю, нам с Робертом казалась, что люди лучше знакомы с концепцией сдвоенных сеансов и эксплуатационного кино. Но они не были знакомы с ней. Совсем»
После финансового провала «Грайндхауса» было решено показывать «Планету страха» и «Доказательство смерти» (кадр из фильма на фото) как самостоятельные картины
Фото: Andrew Cooper / SMPSP / Dimension Films
«Меня всерьез беспокоит, если мой фильм не ждут с нетерпением. Я хочу, чтобы люди ждали от меня шедевр — и чтобы эти ожидания оправдались»
В фильме «Бесславные ублюдки» (2009) Тарантино предлагает зрителям альтернативный исход Второй мировой войны и обыгрывает многие стереотипы. Картина была номинирована на девять премий «Оскар»
На фото: с актрисой Мелани Лоран
Фото: Reuters
«Кино — моя религия. Когда я делаю фильм, для меня он — все, и за него я готов отдать жизнь»
В 2012 году на экраны вышел «Джанго освобожденный». В нем режиссер возродил жанр спагетти-вестерна. По сюжету кинокартины беглый раб становится охотником за головами. Фильм выиграл две статуэтки «Оскар» в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана» (Кристоф Вальца) и «Лучший сценарий» (Квентин Тарантино)
Фото: Reuters
Последний фильм режиссера «Однажды… в Голливуде» (2019) собрал в мировом прокате $374 млн и принес ему «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Золотой глобус». Также комедийная драма была выдвинута на «Оскар» в десяти номинациях, в том числе за лучшую режиссуру, лучший фильм и лучший оригинальный сценарий. В 2021 году Тарантино написал дебютный роман «Однажды в Голливуде», по-новому рассказывающий о событиях одноименного фильма. Его вторая книга, «Размышления о кино», вышла в ноябре 2022-го
На фото слева направо: актриса Марго Робби, актер Брэд Питт и режиссер Квентин Тарантино перед премьерой фильма «Однажды… в Голливуде»
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
В ноябре 2018 году Квентин Тарантино женился на израильской певице Даниэле Пик (на фото), а в феврале 2020-го у пары родился сын
Фото: Gregorio Borgia / AP
Квентин Тарантино на 76-м Каннском кинофестивале в 2023 году
Фото: Gonzalo Fuentes / Reuters