Разговоры под ручку
Montegrappa и кино
30 ноября в Театре им. Ермоловой при поддержке Института кино НИУ ВШЭ, Independent Media, VK, компании Mercury и итальянского бренда Montegrappa впервые состоялось вручение российской кинематографической премии «Диалоги в кино».
В жюри премии вошли авторитетные представители пишущих профессий, каждый из которых одновременно внимательный и доброжелательный кинозритель: Алена Долецкая, Сергей Минаев, Николай Фоменко, Евгений Чебатков, Татьяна Черниговская. Председателем отборочной комиссии стал Егор Москвитин, а постановщиком — Талгат Баталов. В постоянный совет премии вошли Вадим Горяинов, Олег Меньшиков, Егор Москвитин, Александра Ремизова, Константин Хабенский, а также ее идеологи и учредители продюсер Александр Акопов и писатель Александр Цыпкин.
Победителей выбрали в десяти номинациях среди авторов сценариев сериалов и фильмов, вышедших за последний год. Каждый приз сопровождался подарком. Это были знаменитые ручки Montegrappa, что совсем не случайно — ведь среди многочисленных коллекций этого итальянского бренда есть специальные посвящения сериям кинофильмов «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Бэтмен», «Джеймс Бонд 007» и новому кинохиту «Барби», а среди амбассадоров Montegrappa был голливудский актер Сильвестр Сталлоне.
Лучшие диалоги в кино
Лучшие диалоги в полнометражном фильме
- Фильм «Снег, сестра и росомаха», сценарист Роман Михайлов
Лучшие диалоги в короткометражном фильме
- Фильм «Здесь и сейчас», сценарист Павел Королько
Лучшие диалоги в адаптированном фильме или сериале
- Сериал «Библиотекарь», сценаристы Александр Грязин, Илья Тилькин
Лучшие диалоги в сериале
- Сериал «13 клиническая», сценарист Андрей Золотарев
Лучший драматический диалог
- Фильм «Не хороните меня без Ивана», сценаристы Юлия Клименко, Любовь Борисова
Лучший комедийный диалог
- Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!», сценаристы Петр Внуков, Сергей Панасенков, Олег Рашидов
Лучший сценарный дебют
- Неэкранизированный сценарий «Мертвый уголь», сценарист Андрей Юрич
Диалог с самим собой
- Короткометражный фильм «А под пальто», сценарист Полина Глухова
Лучшая сцена (выбор зрителей)
- Сериал «Вампиры средней полосы», сценаристы Алексей Акимов, Ольга Симонова, Константин Гарбузов, Дмитрий Шепелевич, Роман Бородавкин
Специальный приз от Independent Media
- Сериал «Актрисы», сценарист Паулина Андреева
Что написано пером
Основатели премии о том, как, что и чем писать
— Как появилась идея создать премию «Диалоги в кино»?
Александр Акопов: В нашем с Александром Цыпкиным разговоре о драматургии. Кино часто воспринимается и публикой, и даже профессионалами как «картинка», на самом же деле его основа — драматургия. И анализ драматургии — единственная возможность гарантировать, что продюсер, режиссер, актеры и все остальные, как говорится, «снимают один и тот же фильм».
Драматургия — основа сюжета, сюжет — основа сценария, а сценарий — основа фильма. Сюжет должен иметь структуру. Диалоги должны опираться на эту структуру. А все вместе должно обладать определенным художественным качеством. Нам хочется привлечь внимание к драматургии как искусству и науке. И поскольку это предмет довольно сложный, мы решили остановиться на самом понятном ее проявлении — диалогах.
— Как получилось, что премией заинтересовалась компания Montegrappa?
Александр Цыпкин: Благодаря компании Mercury, с которой мы давно общаемся. Почти все сценаристы хотя бы иногда записывают какие-то идеи от руки, когда рядом нет компьютера или мобильного телефона. Хотя я знаю нескольких авторов, которые до сих пор пишут полностью от руки весь текст сценария.
Для человека, который вырос в доцифровую эпоху, ручки — некий мост в прошлое, стержень, который связывает поколения между собой. Наши дедушки, бабушки, родители писали ручками, и, я надеюсь, наши дети продолжат эту традицию. Достаточно небольшого электронного импульса, чтобы все наши цифровые следы исчезли, а написанное от руки хранится долго. Рукописи не горят? Не знаю, так это или нет, но, уверен, написанное ручкой Montegrappa горит хуже.
— Как часто вы пишете от руки?
А. А.: Признаюсь, я пишу на компьютере, а ручкой рисую. Есть вещи, которые не выразить словами.
А. Ц.: Разве что автографы после своих выступлений, а это большая часть моей работы. Иногда записываю какие-то приходящие в голову мысли, если рядом нет ничего электронного.
Написать сегодня диалог от руки очень сложно. Средний диалог претерпевает около 20 правок за время работы над сценарием — никакая ручка этого не выдержит. Подписывать контракт на крупную сумму за сценарий хорошей ручкой — другое дело.
— У Montegrappa есть серии, посвященные знаменитым голливудским фильмам. А какие отечественные фильмы, по вашему мнению, могли бы стать темой новой коллекции?
А. Ц.: Мне кажется, что ручку можно назвать в честь фильма «Вызов» или «12».
А. А.: Если говорить о Montegrappa с русским акцентом, я бы остановился на нашей великой литературе. Например, написать диалоги к «Войне и миру» от руки — это красиво.
— Следите ли вы за своим почерком?
А. Ц.: Нет, и он становится все хуже и хуже. Периодически я сам не могу разобрать, что написал. Единственное, что у меня получилось натренировать, это размашистую подпись, ею я горжусь.