Такое БДИПЧ нам не нужно
Международных наблюдателей ранжировали по методам и принципам
Член Центризбиркома (ЦИК) Игорь Борисов и юрист Александр Игнатов опубликовали научную статью, в которой анализируют методики и принципы работы региональных международных организаций, ведущих наблюдение за выборами. Главный вывод — наиболее качественно методика оценки результатов наблюдения проработана в нормативных актах СНГ и Организации американских государств (ОАГ). А вот БДИПЧ ОБСЕ имеет самую слабую и размытую нормативную базу да к тому же грешит двойными стандартами. Есть повод задуматься о том, каких именно наблюдателей следует приглашать на выборы российского президента, заключает один из авторов статьи.
Пока непонятно, международные наблюдатели от каких организаций будут допущены на выборы президента России в следующем году. Председатель комиссии Элла Памфилова только говорила журналистам, что ЦИК пригласил представителей ряда стран. На вопрос о том, будут ли на выборах президента РФ наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, глава ЦИКа ответила уклончивым «посмотрим». Тем временем в статье «Кто хранитель электоральных стандартов?» (опубликована в четвертом номере журнала «Избирательное законодательство и практика» за 2023 год) член ЦИКа Игорь Борисов и его коллега из Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Александр Игнатов доказывают, что именно в работе европейских международных организаций — ОБСЕ, СЕ, ЕС — прослеживается крен от объективности и обоснованности в сторону «политической целесообразности» и идеологической предвзятости.
В своем материале господин Борисов подробно анализирует и оценивает методики и технологии наблюдения ОБСЕ, СНГ, ШОС, Африканского союза (АС) и ОАГ по нескольким направлениям.
В их числе — методические основы наблюдения и принципы формирования руководящих органов миссий, равномерность их направления в различные страны и наличие рекомендаций, не согласующихся с международными обязательствами и конституцией государств, организующих выборы. Методологическая база наблюдения ОБСЕ — это документы, которые разработаны БДИПЧ без согласования с государствами—участниками ОБСЕ и опубликованы без предварительного одобрения или рассмотрения каким-либо коллегиальным руководящим органом, отмечается в статье. Методические основы наблюдения за выборами в Африканском союзе и Организации американских государств также разработаны специализированными подразделениями исполнительных органов этих структур. В то время как СНГ является единственной организацией, чьи методики наблюдения утверждены уставными органами, то есть являются результатом консенсуса всех стран-участников, считают авторы исследования.
СНГ, ШОС, АС и ОАГ осуществляют равномерное направление миссий по наблюдению за выборами во все государства, организующие выборы, при наличии приглашения от них. Численность направляемых миссий корректируется объективными характеристиками с учетом размеров государства и количества избирательных участков. В деятельности же БДИПЧ ОБСЕ авторы исследования наблюдают «явный географический перекос». В государства «к востоку от Вены» направляется большее количество миссий, их численность существенно выше, а функции максимально расширены. Кроме того, отмечают авторы статьи, в деятельности БДИПЧ ОБСЕ также выявлена четкая зависимость между численностью миссии и оценкой выборов: чем больше миссия, тем хуже и оценка.
В свою очередь, СНГ является единственной организацией, располагающей детализированной методикой оценки избирательного процесса на предмет соответствия международным стандартам, формализованной и изложенной в методических документах организации.
«Наличие такой методики существенно повышает открытость деятельности и объективность выводов миссии по наблюдению за выборами»,— утверждают авторы статьи. В итоге они приходят к выводу о наличии «некоторой инерции в восприятии "превосходства западной демократии"»: БДИПЧ ОБСЕ имеет «самую слабую и размытую нормативную базу, связанную с методикой оценки национальных электоральных процедур, что не исключает задействования этой организации в работе на "политический заказ"». СНГ и ОАГ выглядят лучше, считают авторы статьи, но миссии СНГ слабо пропагандируют свои несомненные плюсы.
Игорь Борисов говорит, что выводы, которые они делают с господином Игнатовым, не следует прямо экстраполировать на состав международных наблюдателей за выборами президента России — скорее, это тема для размышления. «Мы не закрыты и готовы показать открытость наших избирательных процедур, но анализируем реальную ситуацию: кто на самом деле содействует развитию демократии, в том числе в рамках международных институтов, а кто решает другие вопросы, преследуя свои политические цели»,— объясняет он.
В то же время, напоминает господин Борисов, беспрецедентное внешнее давление, в условиях которого проходит нынешняя кампания, заставляет хорошо подумать: насколько необходимо присутствие представителей различных институтов международного наблюдения на выборах в марте, включая и тех, чья деятельность идет вразрез с демократическими ценностям и, как правило, преследует политические интересы «коллективного Запада».
В соответствии с законодательством, напоминает член ЦИКа, международных наблюдателей на выборы приглашают правительство, Федеральное собрание и, в рамках своей компетенции, ЦИК. Формально сроки для этого не установлены, но обычно приглашения направляются ближе к дню голосования. Ведь в рамках избирательного процесса международное наблюдение — не основная задача, а одна из многих. Первоочередная задача — организовать и подготовить все условия для свободного волеизъявления избирателей и участников избирательной гонки, подчеркивает господин Борисов.
Напомним, что уже и в 2021 году миссия ОБСЕ не вела наблюдение за выборами в Госдуму. Но тогда организация сама отказалась от наблюдения, так как российская сторона, ссылаясь на сложную эпидемическую ситуацию, не согласовала предложенное ей число наблюдателей.
Политолог Александр Асафов не исключает, что и текущая президентская кампания может пройти без участия наблюдателей из объединенной Европы. Сложно говорить о том, какое решение примет ЦИК, отмечает он. Однако в нынешней новой реальности в принципе пересматривается роль и возможность участия многих международных миссий. «Наша задача — выстроить наблюдение так, чтобы все процедуры прошли понятно и прозрачно для избирателей, а не пытаться что-то доказать тенденциозным экспертам»,— подчеркивает он. Но международные наблюдатели, скорее всего, будут, добавляет господин Асафов, в том числе на зарубежных участках: интерес к кампании есть во многих странах.