Устоявшие финансы
Как изменятся рынки капитала для устойчивого развития в 2023–2024 годах
Рынок устойчивого финансирования в 2022–2023 годах оказался наиболее жизнеспособной и не поврежденной множественными потрясениями частью глобального финансового рынка на фоне роста объемов и прозрачности первого. О текущем состоянии, ключевых тенденциях и прогнозах этого рынка в мире и России рассказывает Игорь Коротецкий, партнер и руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития компании Kept.
Объемы и качество
По данным Конференции ООН по торговле и развитию, мировой рынок устойчивых финансов (включая долговые облигации, фонды и добровольные углеродные рынки) вырос в 2022 году по сравнению с 2021-м на 12%, до $5,8 трлн, на фоне объявления многими компаниями планов Net-zero и выпуска социальных облигаций в период пандемии COVID-19. В основном это было связано с выпуском облигаций. Хотя к концу 2023 года стоимость углеродных единиц заметно снизилась, многие компании адаптировались к меняющимся обстоятельствам, и за первые шесть месяцев объем выпуска устойчивых облигаций превысил $500 млрд, что на 18,6% больше того же периода 2022-го. Прекращение роста процентных ставок и смягчение кредитно-денежной политики в ведущих странах мира способствует восстановлению и рынка устойчивого финансирования, и традиционных рынков.
В 2023 году тенденцией стал выпуск регулирующими органами разных юрисдикций нормативных документов о гринвошинге. Участников рынка и заинтересованные стороны беспокоили отсутствие такого регулирования и новые судебные иски с обвинениями эмитентов в искажении фактов устойчивости деятельности компаний или информации об устойчивости финансового продукта и фонда.
В частности, в 2021 году вступила в силу директива EC о раскрытии информации об устойчивых финансах (EU Sustainable Finance Disclosure). Уточнение и детализация правил раскрытия информации привели к масштабной реклассификации инвестиций в устойчивое развитие. По данным Morningstar, во второй половине 2022-го 40% фондов под управлением, которые маркировались как dark green по статье 9 SDFR, были понижены до уровня light green по статье 8 SDFR. В 2023 году этот процесс продолжался, и мы увидим еще больше реклассификаций финансовых продуктов и фондов под управлением.
В ноябре 2023-го Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority — FCA) объявило о принятии мер повышения прозрачности устойчивых инвестпродуктов и противодействия гринвошингу. С 2024 года в стране вступят в силу правило против гринвошинга для всех регулируемых FCA фирм, система маркировки инвестпродуктов, помогающая инвесторам понять, как используются их средства, на основе четких целей и критериев устойчивого развития и требования к наименованию и маркетингу инвестпродуктов.
В связи с этим инвесторы все больше внимания уделяют информации в сфере устойчивого развития и ее внешнему заверению. Отчетность в области устойчивого развития становится более детальной и обязательной в разных юрисдикциях. В июне 2023 года Совет по международным стандартам устойчивого развития опубликовал первые стандарты раскрытия информации в области устойчивого развития — МСФО (IFRS) S1 и МСФО (IFRS) S2. Компаниям требуется раскрывать значимую и сопоставимую информацию об устойчивом развитии для помощи инвесторам в принятии решений. Бразилия, Сингапур и Великобритания включат эти стандарты в нормативно-правовую базу с 2024 года.
Компании, попадающие под действия европейской директивы о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), должны отчитываться в соответствии с Европейскими стандартами отчетности в области устойчивого развития (ESRS) начиная с 2024 года. Они включают, помимо обязательных показателей, требования о раскрытии рисков и возможностей в области устойчивого развития в цепочке создания стоимости. CSRD также требует обязательного заверения раскрытой в отчетности информации об устойчивом развитии.
Инвесторы признают, что компании с успешными практиками охраны окружающей среды и социальной ответственности эффективнее управляют рисками в сложной бизнес-среде и анализ ESG-факторов становится неотъемлемой частью принятия инвестиционных решений.
Неизбежные стимулы
В России рынок зеленого финансирования начал активно формироваться с 2019 года, но сейчас для развития ему недостает стимулов. Ключевые препятствия — отсутствие заметного гриниума (разность между рыночной процентной ставкой и ставкой зеленого продукта) и общая ситуация на финансовых рынках. Поэтому основные заемщики — компании с госучастием. Тут речь о краткосрочных ситуативных тенденциях, в долгосрочном плане рынок зеленых финансов должен расти. Государство поддерживает экологические инициативы для стимулирования зеленых инвестиций. Президент поручил правительству и ЦБ доработать с учетом принципов ответственного ведения бизнеса основные направления и критерии проектов устойчивого развития РФ (таксономия) и предусмотреть меры поддержки инструментов финансирования такого развития. В частности, обсуждается снижение нормы резервирования для устойчивых финансовых продуктов.
Российские банки увеличивают выдачу кредитов для устойчивого развития, и, по оценке Сбера, объем зеленых, адаптационных и ESG-кредитов составляет 2,4 трлн руб., а к 2026 году достигнет 3,4 трлн руб. Другие крупнейшие игроки предоставляют ESG-кредиты корпоративным клиентам, но не раскрывают планов наращивания их объемов.
Рынок зеленого финансирования в РФ будет развиваться по схожим для международных рынков сценариям. Драйверами станут необходимость переоценки рисков отраслей, подверженных климатическим рискам, рост амбициозности целей сокращения выбросов парниковых газов, развитие систем углеродного регулирования и требований к углеродоемкости на международных товарных рынках, ожидания развития ESG-практик финансовыми рынками, адаптация к климатическим изменениям и политические решения целевого перераспределения капитала. Эти факторы увеличат объем рынка зеленого финансирования. Действия российских Минэкономики и ЦБ показывают, что и они следуют за международными трендами (см. материал на этой же странице). Это послужит развитию рынка зеленого финансирования в обозримом будущем, как и принимаемые регионами планы адаптации к изменению климата, и развитие углеродного регулирования в РФ.
Осторожный рост на 30% в год
Устойчивые финансы — широкое определение, подразумевающее вложения с учетом экологических, социальных и управленческих факторов. Сюда относятся устойчивые фонды, зеленые облигации, импакт-инвестирование, устойчивые кредиты и другое, а также углеродные рынки. В России эмитенты могут использовать различные стандарты для выпуска зеленых облигаций, а банки самостоятельно разрабатывать таксономии для учета зеленых кредитов, что значительно осложняет консолидацию данных по объему рынка зеленого финансирования.
По данным АКРА, по итогам 2023 года общий объем устойчивого финансирования, включая ESG-облигации, сегмент национальных и адаптационных проектов сектора устойчивого развития ММВБ, составит более 160 млрд руб., что на 51% больше 2022-го, но ниже результатов 2021-го на 24%. В отсутствие регуляторных стимулов и внешних шоков, подобных шокам начала 2022 года, объемы выпуска ESG-облигаций в 2024-м, по прогнозу АКРА, составят не более 220 млрд руб.
По прогнозам Сбера, до 2030 года общий объем рынка зеленых и устойчивых облигаций превысит 500 млрд руб. А по данным сектора устойчивого развития Московской биржи, на котором размещаются сегменты облигаций устойчивого развития, зеленых облигаций и национальных адаптационных проектов, объем размещения за 2023 год составил 148 млрд руб. Основные эмитенты этих бумаг — крупные инфраструктурные институты, такие как ДОМ.РФ, ВЭБ.РФ. Эти средства пойдут на рефинансирование уже выданных кредитов. В реестре ВЭБ.РФ есть и дополнительные выпуски. Например, правительство Москвы привлекло 2 млрд руб. в мае 2023-го на замену и запуск электротранспорта. Они не размещались на Московской бирже.
В 2024 году можно ожидать сохранения этой тенденции: на биржу придут лишь крупные игроки для рефинансирования текущих обязательств. Поэтому значительного роста рынка зеленых облигаций ждать не стоит. Они будут либо на уровне 2023 года, либо снижены. В случае дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики в России либо отсутствия послаблений в 2024 году привлечение таких дорогих денег на финансирование зеленых проектов сделает их убыточными. Поэтому в следующем периоде в силу конъюнктуры эмитенты будут осторожны и не станут привлекать средства по такой высокой ставке.
Существенный рост может быть обеспечен за счет зеленых банковских кредитов. Один из ключевых драйверов тут Сбер, который утвердил новую стратегию и планирует нарастить объем портфеля к 2026 году. В целом с учетом всех обозначенных факторов рост объема рынка зеленого финансирования в 2024-м может составить не более 30% относительно 2023-го. Заемщики будут осторожны в заимствованиях в условиях внешней неопределенности и отсутствия господдержки в виде субсидирования ставки.