В невывозимых условиях
Эмбарго на экспорт бензина может нарушить железнодорожную логистику
Как стало известно “Ъ”, железнодорожные операторы ожидают новых существенных проблем с транспортными потоками в России из-за введенного с 1 марта запрета на экспорт бензина. По мнению участников рынка, переориентация объемов бензина с экспорта на внутренний рынок увеличит время доставки грузов в среднем более чем на четыре дня и потребует дополнительного парка. В ОАО РЖД эти опасения не разделяют.
Возобновление запрета на экспорт бензина способно вызвать дополнительные осложнения на рынке железнодорожных перевозок нефтепродуктов, сообщили “Ъ” в Информационном центре операторов (ИЦО). Запрет приведет к переориентации перевозок бензина на внутренний рынок.
Эксперты ИЦО отмечают, что оборот вагона на экспортных направлениях существенно ниже, чем на внутренних (17,6 суток против 21,8), что объясняется большей технологичностью экспортных перевозок и высокой долей маршрутных отправок (16% против 1%). Кроме того, при поставках на внутренний рынок вагон стоит под выгрузкой в среднем на 56% дольше, чем в экспортных перевозках. «В итоге один внутренний рейс требует на 4,2 суток больше времени, чем экспортный»,— поясняют в ИЦО, добавляя, что иногда этот показатель может превышать пять суток.
По итогам 2023 года на бензин приходилось около 17% перевозок нефтеналивных грузов на железной дороге, 75% их объема внутрироссийские, а 17% — экспортные.
Эксперты ИЦО полагают, что внутренний спрос может «не принять весь поток экспортного бензина», а дефицит цистерн не позволит вывозить тот же объем при выросшем обороте.
По их оценкам, нехватка цистерн приведет к невывозу 3,2 тыс. тонн бензина в сутки. Но даже с пополнением парка проблему не решить, поскольку при забитой сети оно приведет только к дальнейшему росту оборота вагона, полагают в ИЦО.
Эксперты считают необходимым повысить приоритетность внутренних перевозок бензина. Сейчас обсуждается перевод нефтепродуктов и СУГ в более приоритетную категорию, однако, по информации “Ъ”, решение пока не принято.
Исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский согласен с выводами ИЦО. «Мы полагаем, что запрет на экспорт бензина приведет к росту оборота цистерн за счет увеличения сроков перевозки нефтепродуктов на внутреннем рынке,— отмечает он,— так как повлияет меньшая или полное отсутствие маршрутизации, значительное количество получателей в отличие от ограниченного количества портов».
На увеличение оборота цистерн повлияет и то, что повышены минимальные объемы продаж дизельного топлива на биржевых торгах — c 12,5% до 16%, уточняет господин Санковский. «Это означает, что, по рабочим оценкам, для продаж на внутреннем рынке потребуется 0,5 млн тонн грузов в год "вынуть" из трубы,— поясняет он.— А увеличение отгрузок нефтепродуктов по биржевым торгам существенно увеличивает время простоя на выгрузке». До 75–80% простаивающих на выгрузке цистерн — это цистерны с биржевыми нефтепродуктами, подчеркивает господин Санковский. «Поэтому в целом можно ожидать уменьшения предложений по цистернам и обострение их дефицита»,— резюмирует он.
В ОАО РЖД, однако, не ожидают существенного воздействия запрета на экспорт бензина на сеть.
«С учетом предполагаемой переориентации поставок продукции на внутренний рынок существенного снижения общесетевого объема перевозок бензина после возобновления правительством РФ регуляторной меры не ожидается»,— говорят в монополии, отмечая, что, со своей стороны, она принимает меры по безусловному вывозу всего объема предъявляемых к перевозке нефтяных грузов.
Как полагают в ОАО РЖД, имеющегося парка цистерн «более чем достаточно для организации как внутрироссийских, так и экспортных перевозок». «В феврале на путях необщего пользования без операций ежесуточно простаивало почти 18 тыс. нефтебензиновых цистерн»,— отмечают в компании. Надежность доставки бензина для нужд внутрироссийских потребителей сохраняется на стабильно высоком уровне, говорят там, в текущем году этот показатель достигает 96,5%.
Вместе с тем в ОАО РЖД отмечают длительный простой цистерн в очереди к сливу на нефтебазах, преимущественно среди предприятий на юге страны. «Кроме того, в связи с задержками подвода танкерного флота также фиксируются случаи несвоевременного обеспечения выгрузки нефтепродуктов операторами морских терминалов на Дальнем Востоке,— говорят в компании.— Данная ситуация приводит к использованию нефтяными компаниями вагонов как "складов на колесах", что также негативно влияет на обеспечение последующего подвода под погрузку порожнего подвижного состава». В Минэнерго заявили «Ъ», что ведут работу по «повышению приоритетности отгрузок нефтеналивных грузов».
Правительство РФ возобновило запрет на экспорт бензина 1 марта, пока эмбарго рассчитано на полгода.
Подобная мера действовала в прошлом году с сентября по ноябрь, чтобы насытить внутренний рынок топлива. По данным “Ъ”, в октябре 2023 года (единственный полный месяц действия эмбарго) поставки бензина за рубеж снизились до минимальных 1,3 тыс. тонн в сутки (эмбарго не распространялось на объемы поставок по межправсоглашениям и в страны ЕАЭС). Для сравнения: после отмены запрета экспорт бензина в декабре 2023 года был на уровне 15 тыс. тонн в сутки, а производство топлива составляло более 100 тыс. тонн в сутки. Текущее решение ограничить экспорт было принято на фоне снижения выпуска топлива из-за аварии на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, а также в ожидании старта ремонтной кампании на крупнейших заводах при одновременной сезонной активизации спроса. Пока эмбарго не привело к устойчивому снижению стоимости топлива: с 28 февраля бензин Аи-95 в опте ежедневно дорожает. 4 марта биржевая стоимость Аи-95 увеличилась на 1,4%, до 58,6 тыс. руб. за тонну.
В целом нефтепереработка справились с первичным шоком, вызванным авариями и атаками на НПЗ в январе, и к концу февраля вышла на более или менее приемлемый уровень загрузки в 5,35–5,4 млн баррелей в день, считает Виктор Катона из Kpler. Кроме нескольких установок вторичной нефтепереработки единственным крупным объектом, который до сих пор не введен обратно в эксплуатацию, остается Туапсинский НПЗ, отмечает он.