«Всем нам важно услышать слова человечности со стороны западных столиц»
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов — о реакции на теракт в «Крокус Сити Холле»
Россия запросила заседание Совбеза ООН после теракта в «Крокус Сити Холле», а международное сообщество продолжает реагировать на произошедшее. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби отметил, что США на данный момент не могут оценить, насколько связаны предупреждения американского посольства в Москве в начале марта с атакой на «Крокус Сити Холл». Тем временем вслед за странами СНГ свои соболезнования в связи с терактом начали направлять европейские государства. Ведущий “Ъ FM” Юрий Абросимов обсудил реакцию Запада с экспертом Российского совета по международным делам Алексеем Наумовым.
Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ
— Как мы видим, сейчас уже более 20 стран осудили атаку в Москве. Аналогичных заявлений, впрочем, не сделали пока Белый дом и Евросовет, что вызвало возмущение у официального представителя российского МИДа Марии Захаровой. Как вам кажется, стоит ли ожидать осуждение теракта от всего мирового сообщества?
— Я думаю, что, безусловно, рано или поздно мы дождемся такой реакции. Здесь необходимо понимать, что современная Российская Федерация во многом выкована этими уроками последствий террористических актов, тех терактов, которые страны Запада, США и Европейский союз не признавали таковыми.
Москва долгие годы считала борьбу с бандитским подпольем на Северном Кавказе частью общей антитеррористической мировой миссии. И, грубо говоря, Кремль говорил американским президентам , что мы воюем с тем же терроризмом, с которым вы сражаетесь после терактов 11 сентября. Но всегда это встречало непонимание и некое свое толкование. Мы видим, что сегодня в ходе СВО на Украине, в ходе столкновения России с Западом, мы часто слышим в адрес России слова, которые можно истолковать как обсуждение методов борьбы с ней.
И сейчас, думаю, Москве, да и всем нам очень важно услышать слова человечности со стороны западных столиц, чтобы они подтвердили свою официальную позицию, что борьба с Россией на территории Украины у них не превращается в борьбу с Россией как таковой, с россиянами как таковыми. Хочется верить, что человечность все еще объединяет страны и народы, которые сейчас находятся в далеко не лучших отношениях между собой.
— Может ли та или иная реакция зарубежных партнеров, допустим, как сейчас молчание некоторых из них, повлиять на дипломатические отношения Москвы с ними?
— Дипломатических отношений со странами Запада у России и так особо нет. Я думаю, что если мы все-таки не услышим слов решительного осуждения, то это для многих россиян добавит аргументов на ту чашу весов, на которой находится мнение, что Запад не хочет видеть никакую Россию, Запад готов одобрять теракты в России и готов видеть уничтожение России.
Недавно же президент Латвии Эдгар Ринкевич сказал, что страна должна быть разрушена, заменив знаменитую римскую фразу про Карфаген. И я думаю, что, скорее, это будет отражаться уже на такой народной дипломатии. С официальной российской дипломатией все и так понятно. По сути, официальных отношений со странами Запада у нас нет и так. И, в общем-то, я думаю, что на официальные отношения это не повлияет никак.
Здесь уже вопрос человечности и вопрос, как мы с вами, как каждый из нас толкует позицию Запада по отношению к России, по отношению к россиянам.
— По поводу Совбеза ООН Россия уже запросила заседание. Каков регламент, когда оно может пройти, в какие сроки?
— Заседание Совбеза может пройти уже в ближайшее время, буквально на днях, здесь необходимо, конечно, будет согласие других членов Совбеза. Я думаю, что мы все-таки его увидим.
Понимаете, здесь очень важно то, что официальная позиция Запада стоит на сохранении своей человечности. Запад официально заявляет, что с Россией он не борется целиком, с Россией он борется исключительно на территории Украины. И я думаю, что эту публичную официальную поддержку Запад окажет. «Да-да, конечно, это теракт,— скажет он. — Теракт мы осуждаем». Но я не думаю, что мы с вами увидим какое-то глобальное изменение межгосударственных отношений. То есть заседание Совета безопасности ООН, вероятно, состоится. Там будет осужден террористический акт на территории России. Но это, опять же, останется, в общем-то, только словами.
— То есть, как обычно, там выразят глубокую озабоченность и все?
— Они выразят глубокую озабоченность и все, потому что больше, в общем-то, они сделать ничего не могут. Я думаю, что США, возможно, прояснят предупреждение, которое было вынесено, как все мы помним, в начале марта о возможных терактах в России.
Вот это будет самым интересным в развитии международных отношений: насколько Вашингтон знал о готовящемся теракте, предупредил ли он российскую сторону, или все ограничилось этим публичным предупреждением избегать массовых скоплений в течение 8-10 марта.
Именно это покажет истинный уровень взаимоотношений сейчас Запада и России, остались ли хоть какие-то, что называется, контакты вежливости. Потому что предупреждение о теракте — это, конечно, то, что в международном, скажем так, этикете полагается делать, невзирая ни на какие напряженные отношения между государствами. А на Совбезе, да, прозвучит глубокая озабоченность.
— Могут ли международные акторы участвовать в расследовании теракта? Или, скорее всего, это все будет жестко локализовано, так как это внутреннее дело?
— Я не думаю, что Россия будет рада участию каких-либо международных организаций или других государств в расследовании на своей территории. Но, безусловно, Москва будет приветствовать, если спецслужбы других государств предоставят информацию о возможной связи нападавших с какими-либо террористическими организациями или какими-то запрещенными, экстремистскими объединениями. Мы пока с вами не знаем ничего о предполагаемых виновниках этого террористического акта.
И вот распутывание этого клубка — это то, в чем, безусловно, Россия могла и хотела бы рассчитывать на помощь международных государств. Но не на территории России и не в отношении каких-либо внутрироссийских дел.
Фотогалерея
Теракт в «Крокус Сити Холле»
Сотрудники правоохранительных органов рядом со зданием концертного зала
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
По информации CМИ, нападение на «Крокус Сити Холл» совершили не менее четырех террористов. Они проникли в концертный комплекс незадолго до выступления группы «Пикник», открыли огонь по зрителям и подожгли зал
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
В результате действий преступников внутри здания начался пожар повышенного ранга сложности, в пиковый момент площадь возгорания составляла около 12,9 тыс. кв. м. Также известно как минимум о двух взрывах, прогремевших в «Крокус Сити Холле»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Вертолет скорой помощи в небе над «Крокусом»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Сотрудники правоохранительных органов на месте происшествия
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Пожар в «Крокус Сити Холле»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
После происшествия министр здравоохранения России Михаил Мурашко сообщил, что в клиники госпитализировали 115 пострадавших, остальные лечатся амбулаторно
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
В составе оперштаба на месте теракта в «Крокус Сити Холле» работали бригады реаниматологов, хирургов и психологов ФМБА
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Пожар в здании «Крокус Сити Холла»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Около 4:00 утра 23 марта министр здравоохранения России Михаил Мурашко сообщил, что основная работа по оказанию экстренной помощи пострадавшим завершена
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных
Работа правоохранительных служб на месте происшествия
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Бронеавтомобиль Росгвардии на пути к концертному комплексу «Крокус Сити Холл»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Пожар в «Крокус Сити Холле»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Пострадавших при теракте госпитализировали в клиники Москвы и Подмосковья, в том числе в НИИ Склифосовского
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
ГСУ СКР возбудил уголовное дело по факту происшествия по статье о террористическом акте
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
Силовики около тел погибших
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных
Через несколько часов после происшествия на МКАД на экране возле «Крокус Сити Холла» вывели надпись «Скорбим 22.03.2024»
Фото: Коммерсантъ / Евгений Разумный
На следующий день после трагедии рядом с «Крокус Сити Холлом» возник стихийный мемориал
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
24 марта в России объявлен общенациональный траур по погибшим в теракте в «Крокус Сити Холле». Траурные мероприятия проходят по всей стране и за ее пределами
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".