«Вашингтон выступает в непривычной роли»
Максим Юсин — о позиции США в противостоянии между Ираном и Израилем
Тегеран намерен жестко отреагировать в случае ответа Израиля на атаку 14 апреля, об этом иранский МИД предупредил Вашингтон. «Мы передали Белому дому, что наши действия будут решительными, незамедлительными и масштабными»,— заявил глава внешнеполитического ведомства Хосейн Амир-Абдоллахиан в телефонном разговоре с китайским коллегой. Тем временем израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху сказал однопартийцам, что Иерусалим ответит Ирану «мудро, а не на эмоциях». Кроме того, сообщается, что еврейское государство обязалось уведомить США о своих планах, чтобы не подвергать опасности американских военных. По данным СМИ, Вашингтон выдвинул это требование в связи с тем, что Иерусалим без предупреждения главного союзника нанес удар по иранскому консульству в Дамаске. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин считает, что Белый дом становится едва ли не главной стабилизирующей силой на Ближнем Востоке.
Обострение на Ближнем Востоке, без пяти минут война между Израилем и Ираном, заставило по-новому взглянуть на политику, которую проводит там главная мировая сверхдержава — Соединенные Штаты Америки. В Москве привыкли обвинять Вашингтон в попытках дестабилизировать ситуацию в регионе, посеять там хаос, вначале вроде бы управляемый, но потом, как правило, выходящий из-под контроля. На то он и хаос.
Классический пример — военная операция против Ирака для свержения Саддама Хусейна, символом которой стала уже набившая оскомину пробирка Колина Пауэлла. Но на сей раз, если быть объективными, надо признать: именно нынешняя администрация США выступает главной стабилизирующей силой, которая пытается (и пока успешно) охладить горячие головы как в Тегеране, так и в Иерусалиме.
Именно американцы, как следует из публикаций ведущих западных СМИ, в ходе напряженных закулисных переговоров добились того, что иранский удар по Израилю был максимально щадящим. То, что случилось в ночь на воскресенье, сильно напоминало договорной матч: фактически было заранее объявлено, когда и по каким целям будут запущены ракеты и беспилотники. Неудивительно, что израильтяне и их союзники перехватили почти все, что летело, причем большую часть на дальних подступах.
Но самая сложная миссия для американской дипломатии началась после иранского удара — требовалось убедить израильские власти не отвечать по полной программе.
Как теперь выясняется, решающие доводы президент Джо Байден привел в телефонной беседе с Биньямином Нетаньяху через несколько часов после бомбардировок. По итогам этого разговора, если верить сразу нескольким утечкам в СМИ, премьер-министр Израиля в пику наиболее воинственным из своих министров принял решение воздержаться от немедленного ответа и взять время на размышление. Почему политик, известный своей бескомпромиссностью, вдруг дал задний ход? Одна из причин — четкое и однозначное заявление Байдена, что в случае удара по Исламской республике Израилю придется рассчитывать только на свои силы, США его поддерживать не станут.
Такая позиция явно противоречит традиционному подходу Америки, в соответствии с которым Израиль пользуется безоговорочной поддержкой. Сейчас оговорки появились, причем очень серьезные. Ни Вашингтон, ни остальные члены G7 не хотят, чтобы ирано-израильский конфликт вылился во взаимные «удары возмездия», все более болезненные, вплоть до полномасштабной войны.
Идеальным вариантом для Запада была бы взаимная сатисфакция, когда обе стороны объявили бы о своей победе и тем самым поставили точку в нынешнем раунде противостояния. Иран дал понять, что к этому готов, и теперь все упирается в позицию Израиля.
Сможет ли, захочет ли Нетаньяху усмирить своих радикальных министров и ту часть общественного мнения, которая требует максимально жесткого, сокрушительного ответа? Не исключено, что глава правительства попытается найти какой-либо промежуточный сценарий — нанести по иранцам или по их сателлитам относительно безобидный удар для галочки, чтобы за ним осталось последнее слово. Но тут уже роли поменяются. И Вашингтону придется убеждать уже Тегеран, чтобы тот проявил сдержанность и согласился на этом остановиться.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".