Молодежи устраивают профориентацию
hh.ru проанализировал рынок труда молодежи
Уровень безработицы среди молодежи в РФ за последние несколько лет существенно сократился, однако конкуренция среди этой категории соискателей за рабочие места остается достаточно высокой, свидетельствуют данные hh.ru. Молодым специалистам проще всего найти себе работу в сферах продаж и обслуживания клиентов, логистике и розничной торговле. В то же время сами недавние выпускники предпочли бы работать также программистами, дизайнерами и ассистентами. Чтобы дать абитуриентам больше информации о том, какие профессии сейчас востребованы, hh.ru проанализировал текущую ситуацию на рынке труда молодежи.
Спрос и предложение на молодежном рынке труда
Конкурс среди молодых россиян на одно рабочее место достигает десяти человек — даже на фоне снижения уровня молодежной безработицы за последние годы. Это следует из данных hh.ru и статистики Минтруда.
Так, по оценкам hh.ru, в 2023 году в среднем ежемесячные показатели числа размещенных для молодежи вакансий превышали аналогичные в 2022 году практически в любом месяце. Например, в августе 2023 года количество молодежных вакансий увеличилось на 74% по сравнению с январем 2022-го, во второй половине 2023-го наблюдался сезонный спад, но динамика оставалась положительной. В 2023 году лидерами по размещенным вакансиям для начинающих специалистов стали Центральный федеральный округ (19% от всех размещенных вакансий для молодежи), Приволжский федеральный округ (18%), а также Москва (17%). Наименьшей долей молодежных вакансий представлены Северо-Кавказский (2%), Дальневосточный (3%) и Северо-Западный (4%) федеральные округа.
В то же время уровень конкуренции среди молодых специалистов за рабочие места остается высоким, следует из данных индекса hh.ru. Этот индекс рассчитывается как отношение числа активных резюме к числу вакансий и означает, сколько соискателей претендуют на ту или иную вакансию. Конкуренция считается высокой, когда hh.индекс превышает 8. И, наоборот, соискателям легче найти работу, когда hh.индекс опускается ниже 4. В случае с молодыми соискателями число претендентов на одну вакансию составляет десять человек, что выше аналогичного показателя для взрослых работников в 2,5 раза. Максимальный уровень конкуренции в разрезе федеральных округов был зафиксирован в Северо-Кавказском ФО (14), Москве (14), Санкт-Петербурге (11) и Дальневосточном ФО, а минимальный — в Центральном ФО (7), Уральском ФО (9) и Северо-Западном ФО (9).
Текущий уровень конкуренции за рабочие места среди молодых специалистов может быть обусловлен несколькими факторами. Так, за последний год число размещенных ими резюме несколько выросло: если показатели ежемесячного прироста числа резюме взрослых специалистов летом 2023 года составляли от 8% до 47%, то для молодых эти показатели варьировались от 10% до 51%. В целом число резюме от молодых специалистов в активном состоянии в 2023 году превышало 650 тыс. штук.
При этом, по данным hh.ru, за девять месяцев 2023 года категория соискателей в возрасте 14–19 лет получила 4,5 млн приглашений от работодателей. Это в десять раз меньше, чем у следующей категории — 20–30 лет, в пять раз ниже, чем у категории 31–40 лет, и в 2,5 раза — 41–50 лет. Предпочтения работодателей раскрывает и динамика такого показателя, как число приглашений соискателям в ответ на их отклик на вакансию. За январь—сентябрь молодежи было направлено на 37% больше приглашений, чем за аналогичный период 2022 года, а кандидатам в возрасте от 41 года — на 62% больше, причем основной вклад в прирост дали приглашения кандидатам старше 50 лет.
Дополнительной проблемой является и несовпадение предложения и спроса на молодежном рынке труда. Так, в тройку наиболее популярных категорий, в которых молодые специалисты были востребованы работодателями в 2023 году, вошли «Продажи, обслуживание клиентов» (47% от всех молодежных вакансий), «Транспорт, логистика, перевозки» и «Розничная торговля» (по 27%). На постоянную работу при этом компании чаще всего искали менеджеров по продажам и по работе с клиентами — эта позиция лидирует со значительным отрывом от остальных (9,5% от всех вакансий для начинающих специалистов). Далее следуют вакансии секретаря, помощника руководителя, ассистента (4,0%), повара, пекаря и кондитера (3,7%), учителя, преподавателя и педагога (2,1%), а также специалиста по подбору персонала (1,8%). На подработку чаще всего приглашали продавцов и кассиров (23,5%), курьеров (12,2%), операторов контакт-центра (7,5%), упаковщиков и комплектовщиков (7,2%), а также официантов, барменов и бариста (6,1%).
В то же время если по подработкам запрос от молодежи в целом совпадал с предложением работодателей, то при поиске постоянной работы расхождений было больше. Так, наиболее желаемые позиции для подработки у молодых специалистов — это продавец и кассир (7%), администратор (6%), официант, бармен и бариста (5%), курьер (3,9%), а также упаковщик и комплектовщик (2,4%). Ища постоянное место работы, они чаще всего претендовали на позиции менеджера по продажам и по работе с клиентами (7%), программиста и разработчика (6%), дизайнера и художника (5,2%), секретаря, помощника руководителя и ассистента (3,9%), а также менеджера по работе с партнерами (2,4%).
Новые требования к системе образования
Высокий уровень конкуренции среди молодых соискателей может свидетельствовать о том, что российская система образования по-прежнему выпускает специалистов, не соответствующих требованиям рынка труда. Кроме того, абитуриенты могут выбирать себе будущие профессии, ориентируясь не на реальные данные о спросе на таких специалистов, а на собственные искаженные представления о рынке труда.
Так, «Высшая школа экономики активно вовлекает работодателей как в учебный процесс, так и во внеучебные мероприятия: от общих образовательных программ, базовых кафедр и участия в проектной деятельности до дней компании в университете, карьерных проектных школ и карьерных марафонов», рассказывает руководитель центра развития карьеры НИУ ВШЭ Ольга Гаевская. Как сообщила директор Центра карьеры СПбГУ Мария Дорохина, в их вузе советы образовательных программ (необходимый элемент реализации образовательных программ) состоят из представителей партнеров-работодателей и вносят существенный вклад в содержание и реализацию программ СПбГУ. «В целях объективной и независимой оценки результатов освоения программ выпускниками, качества их образования и профессиональной подготовки составы государственных экзаменационных комиссий по приему государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ в СПбГУ формируются с участием представителей работодателей. СПбГУ совместно с профильными работодателями разрабатывают отдельные учебные курсы, дисциплины (модули), а также образовательные программы, например в сфере наиболее актуальной сейчас темы по искусственному интеллекту со "Сбером"»,— отметила она.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе РАНХиГС, основные задачи во взаимодействии вуза и работодателя по трудоустройству выпускников — это удовлетворение потребностей выпускников в профессиональной самореализации и потребностей работодателей в конкурентоспособных специалистах. «Для реализации этих задач в Президентской академии разработана система взаимодействия с компаниями-работодателями.
Важно, чтобы уже начиная с первого курса студент мог знакомиться с работодателем и выстраивать профессиональные взаимоотношения, а уже к третьему-четвертому курсу у обучающегося должно быть достаточно профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей карьеры. Работа с работодателями Центром развития карьеры ведется опосредованно и напрямую. Опосредованная деятельность заключается в размещении вакансий на сайте, в соцсетях Академии, рассылка по профильным группам на факультетах. Для более плотного сотрудничества заключается соглашение о сотрудничестве, в том числе на прохождение практик. Непосредственное взаимодействие с партнерами-работодателями делится на несколько форматов. Коммуникативный — карьерные мероприятия, которых ежегодно проходит несколько десятков: ярмарки вакансий, мастер-классы, лекции, карьерные форумы, бизнес-игры, олимпиады и т. д. Обучающий — разработка совместно с работодателями образовательных программ, привлечение сотрудников бизнес-партнеров к преподаванию, мероприятиям вуза. Карьерный — устройство студентов на практику и стажировку»,— отметили в пресс-службе.
Еще один важный инструмент, который обеспечивает студентам бесшовный переход к занятости,— это карьерный центр вуза. Как рассказывает заведующая сектором содействия трудоустройству отдела развития карьеры ФГАОУ ВО СПбПУ Эльвира Туктамышева, Центр карьеры Политеха содействуют в карьерном развитии студентов практически начиная с первого курса. «У нас есть свои базы проверенных стажировок, мы предлагаем большое количество мест практики в профильных организациях (у нас более 1,5 тыс. партнеров-работодателей, которые берут студентов на практику в рамках учебного процесса). Два раза в год проводим Молодежные карьерные форумы, чтобы у студентов всегда была возможность личного общения с работодателями, а у компаний — доступ к лучшим молодым специалистам для транслирования карьерных возможностей. Наша цель — не просто помочь трудоустроиться, работу ребята и так найдут, мы должны помогать строить именно карьеру в лучших компаниях нашей страны»,— отмечает она.
Аналогичные практики есть и в РАНХиГС. Так, как сообщили в пресс-службе вуза, для содействия в трудоустройстве Центром развития карьеры создана база вакансий, которая ежедневно изменяется и пополняется. «База открытая, и у студентов есть возможность найти подходящее место практики, стажировки и трудоустройства, а работодателям, в свою очередь, закрыть стартовые позиции молодыми и активными специалистами. От работодателей — министерств, ведомств, госкорпораций и бизнеса — поступает более 3 тыс. предложений вакансий и стажировок. Соглашения с организациями-партнерами также предполагают приоритетное участие наших студентов в стажерских программах организаций-партнеров»,— подчеркнули в пресс-службе. «В Вышке есть Центр развития карьеры, который помогает компаниям работать с молодежью — это важно, чтобы компания нашла общий язык с молодыми специалистами. Развитие бренда работодателя непростая задача, и кто как не университет знает свою аудиторию и что она хочет видеть в будущем работодателе. Центр карьеры облегчает тернистый путь к карьерному успеху, проводя карьерные консультации — как собственными силами, так и приглашая HR партнеров. В прошлом году мы запустили карьерные проектные школы, где в течение двух недель компании погружают студентов в профессию. По итогу школ участники защищают проекты в офисах компаний перед директорами и ведущими специалистами и имеют возможность зарекомендовать себя»,— говорит Ольга Гаевская.
Отметим, что для оценки успешности своей деятельности по выводу молодых специалистов на рынке труда ряд вузов ведет собственную статистику трудоустройства выпускников. Так, в Высшей школе экономики этот показатель достигает 96%, что, по словам Ольги Гаевской, является «отличным результатом, достигнутым совместными силами команды университета и партнеров-работодателей». «В Академии регулярно проводится мониторинг трудоустройства: более 85% выпускников трудоустраиваются в первые три месяца после выпуска. Остальные преимущественно продолжают образование на следующей ступени обучения»,— сообщили в РАНХиГС. Как пояснила Марина Доронина, для СПбГУ трудоустройство как критерий деятельности вузов сейчас один из ключевых и организация отслеживает не только факт трудоустройства, но и «качество» занятости своих выпускников. «Это нетривиальная задача для масштаба университета, где учится более 26 тыс. студентов. Каждый год мы выпускаем 5 тыс. выпускников»,— отметила она.
«Для вузов сейчас чрезвычайно важно не только адаптировать учебные программы под меняющиеся запросы государства и бизнеса, но и помочь студентам с практическими навыками. Вузовская теория часто оторвана от требований ИТ-компаний. Минимизировать эту проблему можно за счет проектного подхода к обучению, когда студенты уже в стенах вуза учатся работать с теми или иными ИТ-решениями. Компании привлекают студентов для решения перспективных задач, они занимаются проверкой идей, прототипированием и разработкой, часто все это проходит в формате хакатонов. Из последних самых свежих таких инициатив — партнерство с Самарским университетом в области создания сетевого образования. Прорабатываем образовательную программу по направлению "Бизнес-информатика"»,— рассказывает менеджер по работе с вузами компании НОРБИТ Валерия Кутейникова.
Руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая не считает, что помощь выпускникам в трудоустройстве — отдельная задача, которую вузам нужно решать в одиночку. «Есть наш проект, который позволяет помочь студентам и выпускникам наиболее комфортно выйти на рынок труда через нас, при этом в результате выигрывают и они, и вуз, и мы. Я сейчас говорю о нашем проекте с АНО "Россиян — страна возможностей", в рамках которого центры компетенций в вузах и колледжах РФ проводят оценку "мягких" навыков студентов и мы можем размещать их в резюме молодых специалистов,— рассказывает Ирина Святицкая.— Студенты могут туда прийти и по разработанной системе оценки получить паспорт компетенций, в первую очередь оценку своих "мягких навыков". Очевидно, что нельзя стать инженером без профильных навыков. Но чем выше сотрудник продвигается по карьерной лестнице, тем сильнее его потенциал определяет набор надпрофессиональных компетенций: коммуникабельность, ответственность, умение вести за собой других. Сейчас мы понимаем, что эффективнее оценивать это уже на старте карьеры».
Сейчас центры компетенций запущены уже в 200 вузах и 300 колледжах РФ. В 2023 году «паспорта компетенций» уже получили более полумиллиона учащихся при ежегодном объеме выпуска из вузов и колледжей в 1,5 млн человек.
«С 2024 года "паспорта" можно будет разместить в качестве дополнения к резюме на платформе hh.ru. Статистика показывает, что кандидаты, которые предоставляют сведения о своих подтвержденных навыках, находят работу в несколько раз быстрее. Такие документы при приеме на работу готовы учитывать уже сотни российских работодателей. Именно стимулируя своих студентов проходить оценку своих навыков, вуз способствует их быстрому старту карьеры»,— добавляет Ирина Святицкая.
Корпоративные инициативы
Трудоустройство молодых специалистов зачастую требует специальных усилий не только от вузов, но и от самих работодателей. Многие из них отбирают соискателей через специальные стажировки, организуют им комфортное введение в рабочие процессы помощью менторинга, а также готовы инвестировать в различные учебные мероприятия.
Так, например, как рассказали “Ъ” в «Северстали», компания поддерживает партнерские отношения с 30 учебными заведениями (школами, ссузами и вузами). Среди них — Череповецкий государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет, РЭУ им. Г. В. Плеханова и другие. Со всеми вузами-партнерами у компании заключены договоры о сотрудничестве, студенты—выпускники инженерных классов заключают целевые договоры на обучение.
«Среди совместных обучающих программ уже действуют "Обратный инжиниринг в машиностроении" (Уральский федеральный университет), "Обратный инжиниринг для руководителей" (МГТУ им. Н. Э. Баумана), "Обследование зданий и сооружений", "Финансовая грамотность", "Технология производства" (Череповецкий государственный университет), "ТО и ремонт механического оборудования" (Вологодский государственный университет), а с 1 сентября запускается корпоративная образовательная программа по уникальному направлению подготовки "Инженер-технолог в области анализа, разработки и испытаний бетонов с наноструктурирующими компонентами"»,— сообщили в пресс-службе компании.
На этапе окончания обучения, как пояснили “Ъ” в пресс-службе Альфа-банка, основной инструмент найма молодых специалистов в компании — программа стажировок I Choose Alfa, которая существует уже 11 лет. В этом году она включает 22 направления оплачиваемых стажировок, ДМС для стажеров, расширенную программу наставничества. Почти 80% стажеров после окончания программы переходят в штат. «Еще один канал для найма молодежи — работа с вузами. Мы активно участвуем в днях карьеры в вузах, на которых рассказываем студентам о карьерных возможностях в Альфа-банке. Кроме того, открываем магистратуры (МФТИ, РУДН) и кафедры (НИУ ВШЭ, Финансовый университет), проводим хакатоны, менторские сессии и кейс-чемпионаты, участники которых могут получить фаст-трек на стажировку. Так студенты получают от наших экспертов инсайты, квалифицированную поддержку и карьерные консультации»,— отметили в компании.
Как отмечает руководитель направления организационного развития AB InBev Efes Галина Петрушкина, специально для выпускников вузов в компании уже не первый год действуют корпоративные программы: Graduate Management Trainee (менеджер-стажер) и Supply Discovery Trainee (производственный стажер). «В зависимости от программы стажировка длится семь-десять месяцев, в течение которых специалисты погружаются во внутренние бизнес-процессы и проекты, прокачивают свои hard и soft skills. В этом году AB InBev Efes запустила еще одну программу — "Стажер Бизнес-Сервис Центра". В течение пяти месяцев оплачиваемой стажировки молодые специалисты получат знания и опыт по одному из направлений: финансы, аналитика, закупки, логистика, планирование, трейд-маркетинг. По завершении обучения по программам наиболее проявившие себя кандидаты могут получить оффер»,— отмечает она.
Как рассказали “Ъ” в МТС, ее команда принимает активное участие в мероприятиях для работодателей в вузах, вступает в партнерство с организаторами студенческих кейс-чемпионатов, проводит ярмарки вакансий для молодых специалистов, устраивает дни карьеры и открытые мастер-классы от экспертов компании. «Дополнительно мы запускаем и креативные спецпроекты, направленные на повышение узнаваемости HR-бренда МТС среди молодежи: в начале этого года провели онлайн-игру по угадыванию цифрового кода. С помощью этой игры мы в интерактивном формате рассказали о преимуществах работы в МТС. Интересным решением для привлечения внимания молодежи к цифровой экосистеме МТС стала и всероссийская олимпиада по программированию True Tech Champ, которая впервые прошла в октябре прошлого года. Участие в ней приняли более 8 тыс. человек: школьники, студенты и действующие молодые ИТ-специалисты из разных регионов страны. По итогам отборочных онлайн-испытаний МТС выбрала 250 финалистов, которые приехали в Москву и поборолись за крупные денежные призы»,— рассказали в пресс-службе.