Мнение
Сооснователь «Профилум» Виталий Алтухов — о том, как повышать качество человеческого капитала в условиях дефицита кадров.
Одна из главных проблем современного рынка труда — усиление дефицита кадров: за последний год уровень безработицы дважды обновил исторический минимум. Инициативы, направленные на вовлечение молодежи в трудовую деятельность, не могут полностью решить вопрос в силу того, что количество трудоспособного населения на рынке ограничено. Это подтверждают и демографические данные: рынок труда держится в основном за счет возрастной категории 40+, а количество молодых специалистов, которые выходят на рынок труда, не может восполнить потребности в силу эффектов демографической ямы. Поэтому, что касается молодежной занятости, тенденции тут обратны многим европейским и азиатским странам: если за рубежом молодым специалистам с небольшим опытом обычно сложнее найти работу, то в России за такие кадры ведется настоящая борьба, особенно в цифровых и креативных индустриях, которые реже стремятся привлекать работников старшего возраста.
Если раньше кадровый дефицит отчасти компенсировался миграционными потоками, то сейчас в связи с оттоком мигрантов ситуация становится все сложнее. Дополнительный фактор влияния — высокий процент выпускников колледжей, которые после обучения идут служить в армию, тем самым выпадая на некоторое время с рынка труда. Это приводит нас к новой задаче — возвращению их в трудовую деятельность после окончания службы.
Наконец, среди молодежи выделяется категория NEET (Not in Education, Employment, or Training) — население в возрасте 15–24 лет, которое не учится и не работает. В 2022 году их доля среди молодежи составила 12%. Это значимый актив для рынка, работа с которым также должна быть в фокусе внимания.
Итак, количество трудоспособных и квалифицированных людей на рынке труда ограничено, а с учетом старения кадров эта цифра продолжит уменьшаться. Все это заставляет искать качественные решения вместо количественных — те, которые позволят закрыть текущие потребности экономики имеющимся количеством рабочих ресурсов за счет повышения эффективности человеческого капитала. И ключевую роль здесь играют инструменты карьерной навигации, профессиональной навигации и повышения производительности труда за счет повышения квалификации и автоматизации процессов и технологий.
Карьерная навигация прежде всего касается людей, которые работают не по специальности: по данным Росстата, в 2022 году их доля превысила 30%. Простой пример: большой процент выпускников инженерных вузов работает курьерами, поскольку стартовая зарплата инженера колеблется около 30–40 тыс. руб., а курьера, если речь о Москве,— 90–100 тыс. Из-за этого рынок теряет квалифицированных специалистов в дефицитной сфере, которые в перспективе могли бы принести больше добавленной стоимости. Да, курьеры тоже в дефиците, но ритейл более активно наращивает зарплаты для их привлечения, чем менее гибкая инженерная отрасль.
Решить эту проблему могут инструменты карьерной навигации, которые помогают молодым специалистам эффективно строить карьеру по специальности: нужно еще во время обучения демонстрировать студентам перспективы развития в индустрии, в том числе зарплатные, знакомить с потенциальными работодателями, показывать возможные карьерные треки и их продолжительность — как минимум карьерный путь инженера намного дольше и заключает в себе больше потенциала для развития, чем у курьера.
Профессиональная навигация необходима для работников, которых не устраивает специальность, по которой они работают. В идеале такие ситуации нужно предупреждать с помощью системы профориентации заранее — еще в школе, когда человек выбирает будущую профессию. Специалисты, недовольные своей работой, обычно менее эффективны, меньше зарабатывают, медленнее продвигаются по карьерной лестнице и дают более низкие результаты в работе и эффекты для экономики. Между тем есть другие сферы, где они смогут реализоваться и быть более продуктивны — и помочь переместиться в другую профессиональную область помогают инструменты профнавигации.
Профнавигация помогает такому специалисту найти смежную нишу, которая будет отвечать его интересам и талантам, переквалифицироваться и построить новый карьерный маршрут. Большую роль здесь играют edtech-компании, предлагающие средне- и краткосрочные онлайн-курсы по востребованным профессиям и помощь в трудоустройстве.
Наконец, инструменты повышения производительности нужны для людей, которые работают по специальности и планируют развиваться в своей области. Часто специалисты хотят повысить свою стоимость на рынке и собственную продуктивность, но не понимают, как это сделать. Для них создаются программы развития компетенций — речь, в частности, о повышении квалификации, использовании новых технологий, решений для автоматизации, например применении в их работе искусственного интеллекта.
Наконец, работа с NEET требует тех же инструментов, что используются для школьников: профориентации и карьерной навигации с нуля, чтобы также давать им возможности для обучения и полноценного выхода на рынок труда.
В результате такой комплексной работы мы получаем новое не только количественное, но и качественное решение проблемы кадрового голода — да, людей на рынке значительно больше не станет, зато они будут более производительны и приносить больше эффекта. Кроме того, так мы сможем укрепить связь между системой образования и рынком труда, а это дает возможность управлять привлечением на рынок специалистов в дефицитных нишах.