Заметить живую природу
Корпорациям предлагают всерьез заботиться о биоразнообразии
Введение в 2023–2024 годах новых стандартов отчетности и дальнейшее развитие систем корпоративного управления в области биоразнообразия повышают актуальность раскрытия информации о воздействии на живую природу. Новые подходы к отчетности позволяют объективно и всесторонне оценить использование природного капитала и получить точное представление о рисках, связанных с его использованием, убеждена Светлана Шейнфельд из Kept.
Правила меняются
Рабочая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с природой (TNFD), обновила рекомендации по управлению зависимостями и влиянием, а также рисками и возможностями, связанными с биоразнообразием и экосистемными услугами. Они требуют от компаний более активного применения отвечающих духу времени инструментов для получения объективной и верифицированной информации о таком воздействии, в том числе по цепочке создания стоимости. Информация о воздействии на биоразнообразие — основа для установления научно обоснованных целей стратегии устойчивого развития компаний (Science Based Targets Network).
Важным событием 2024 года стал выпуск Глобальной инициативой по отчетности (GRI) — стандарта GRI 101: Biodiversity 2024. Он распространяется на отчеты и другие материалы с января 2026-го и вводит дополнительные требования, призванные повысить прозрачность воздействия основной деятельности компаний на биоразнообразие. Раскрытие по обновленному стандарту в том числе включает: описание политики или обязательств остановки и компенсации утраты биоразнообразия и указание связи с Куньминско-Монреальским соглашением, применение иерархии смягчения воздействий, мониторинг воздействия на биоразнообразие продуктов и услуг в цепочке поставок компании, указание типа, размера (в га) и состояния экосистем, на которые влияют организация и ее поставщики, перечисление экосистемных услуг, затронутых деятельностью компании и их бенефициаров и др.
Новые стандарты раскрытия информации о биоразнообразии требуют от компаний информации, которую они ранее не собирали. Те из них, воздействие которых тут минимально, и это отражено в отчетности, оказываются в более благоприятных условиях при работе с зарубежными партнерами и могут улучшить позиции в международных рейтингах устойчивости. В конечном итоге это отразится и на финансовых показателях компании. Раскрытие информации может коснуться и компаний, которые не намерены вести отчетность в соответствии со стандартами TNFD и GRI, но являются участниками производственно-сбытовых цепочек предприятий, которые отчитываются и оценивают воздействие на животных и растения, определяют границы влияния компаний и разрабатывают индикаторы состояния биоразнообразия.
Инструменты разнообразие
Современные инструменты оценки воздействия компаний на биоразнообразие измеряют, например, долю потенциально исчезнувших видов (Potentially Disappeared Fraction of species) и среднее видовое богатство (Mean Species Abundance, MSA). Особенность такого воздействия — его четко выраженная локализация, что отличает его от влияния на климат, которое глобально.
Для точной и наглядной оценки этих показателей применяют передовые методы и инструменты. Так, компания ISS ESG разработала инструмент оценки воздействия на биоразнообразие на протяжении жизненного цикла продукта (Biodiversity Impact Assessment Tool), включающий в себя базу данных примерно из 700 различных факторов, позволяющих рассматривать влияние на конкретные драйверы утраты биоразнообразия и экосистемные услуги в зависимости от типа деятельности компании и региона. Система показателей в области природы и биоразнообразия (Nature and Biodiversity Metrics Framework) MSCI использует геоинформационные данные MSCI GeoSpatial для анализа индикаторов биоразнообразия в зависимости от географического положения. Это делает возможным формирование информации об активах компании, расположенных в местах, где сохранение биоразнообразия наиболее значимо. Актуальная задача MSCI — переход к легко оцениваемому и сравниваемому показателю воздействия на биоразнообразие по аналогии с углеродным следом.
Некоторые российские компании уже применяют новые инструменты оценки влияния на биоразнообразие. Например, для изучения биоразнообразия в пределах зоны воздействия объектов ПАО «ГМК "Норильский никель"» на водные экосистемы определялась экосистемная ДНК.
Аналог углеродного следа для биоразнообразия
Один из подходов выявления «природного следа» компании — метод оценки, разработанный компанией Iceberg Data Lab’s Corporate Biodiversity Footprint (CBF). Оценка природного следа компании проводится относительно среднего видового богатства на квадратный километр (km2.MSA). Объем воздействия на биоразнообразие, равный 1 km2.MSA, эквивалентен 100-процентной потере средней численности видов на площади 1 кв. км. При расчете CBF учитываются изменения земельного фонда экосистем (использование для хозяйственной деятельности, трансформации, фрагментации и отчуждения территорий экосистем), климата, связанные с выбросами парниковых газов, загрязнение воздуха, приводящее к загрязнению и закислению почв, а также к эвтрофикации водоемов, загрязнение пресных водоемов токсичными веществами и пластиком, влияние инвазивных видов на экосистемы, нагрузка за счет водопользования (водный стресс).
Метод CBF пригоден для измерения влияния на биоразнообразие (в абсолютном значении) и характеристики таких воздействий во всей производственно-сбытовой цепочке. Особенностью метода является то, что он включает в себя некоторые аспекты, связанные с водными экосистемами, что позволит компаниям применить его для оценки воздействия на биоразнообразие в рамках концепции «синей экономики». CBF позволяет оценивать финансовые показатели такого влияния, что помогает финансовым институтам и инвесторам видеть нагрузку компаний на экосистемы и их зависимость от них. Российские компании также внедряют аналогичные методические подходы. В частности, МКПАО «ОК "Русал"» оценивает связанные с влиянием компании риски и их существенность для биоразнообразия и экосистемных услуг по направлениям: загрязнение, использование природных ресурсов, преобразование местообитаний и интродукция чужеродных видов.
Компенсировать утрату
Сегодня одним из ключевых подходов к реализации концепций «природного следа» компании и отсутствия чистых потерь биоразнообразия является принцип эквивалентного возмещения причиненного ему урона. Он предполагает восстановление и реабилитацию земель и экосистем на основе подхода «так же или лучше». В существующих методиках компенсации нагрузки на биоразнообразие используется показатель «гектар среды обитания». Он отражает природу в нетронутом состоянии для различных типов среды обитания. Последствия деятельности предприятия можно выразить в нарушенных «гектарах среды обитания», которые можно компенсировать путем восстановления деградированных «природных единиц» в такой же экосистеме.
Один из примеров применения такого подхода — статья 63.1 Лесного кодекса РФ, которая с 2018 года вводит положения о необходимости лесовосстановления и лесоразведения, равного площади вырубленных лесов. Такой подход к рекультивации и восстановлению нарушенных экосистем делает возможным экономическую оценку стоимости «гектара среды обитания» и позволяет создать новый рынок для торговли «компенсационными единицами» для биоразнообразия по аналогии с углеродными рынками. Однако такие рынки смогут действовать лишь в рамках территорий, находящихся в пределах одной экосистемы, так как в связи с уникальностью каждого биома невозможно компенсировать утрату одного типа экосистемы за счет восстановления эквивалентной площади другого типа экосистемы.
В России концепция эквивалентного возмещения природе также находит все большее применение среди компаний, реализующих концепцию «природного следа» компании и отсутствия чистых потерь биоразнообразия. Для этих целей компании применяют положения ГОСТ Р 70768–2023 «Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Методология эквивалентного возмещения последствий негативной нагрузки на экосистемы». Оно предполагает иерархическое управление таким воздействием и принципы офсетных компенсаций «значимых остаточных воздействий».
Отчетность о биоразнообразии
Современные системы нефинансовой отчетности чутко отражают тренды, связанные с биоразнообразием. Так, опубликованная в 2023 году Банком России Модельная методология ESG-рейтингов включает рекомендации по раскрытию такой информации, так же, как и актуализированная методология RAEX по присвоению ESG-рейтингов бизнесу. Отдельные компании выпускают спецотчеты о биоразнообразии, как это сделало, например, МКПАО «ОК "Русал"», аккумулировавшее информацию о сохранении природных объектов, редких видов животных и растений более чем за 20-летний период.
Новые стандарты сохранения биоразнообразия затрагивают деятельность большинства российских компаний, которые вовлечены в международные цепочки создания стоимости. Достаточно любой степени участия в производственно-сбытовых цепочках компании, ведущей TNFD-отчетность, для вовлечения контрагентов в раскрытие информации о влиянии на биоразнообразие. Методики численной оценки такого воздействия универсальны и могут применяться в России или быть использованы для создания локальных инструментов оценки зависимостей и влияния, рисков и возможностей.