Сенаторы прошлись по правам

Профильный комитет Совета федерации обсудил ежегодный доклад омбудсмена

Во вторник комитет Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на расширенном заседании заслушал доклад уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой о работе за 2023 год, который в среду будет представлен на пленарном заседании верхней палаты. Ознакомившись с основными положениями документа, сенаторы особо озаботились проблемами репатриации соотечественников, соблюдения прав журналистов и обмена пленных.

Доклад уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой о работе за 2023 год в Совете федерации

Фото: Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Напомним, Татьяна Москалькова уже представила свой доклад президенту Владимиру Путину (см. “Ъ” от 11 июня) и презентовала его в Госдуме. На заседании профильного комитета верхней палаты 18 июня она вкратце напомнила основные положения документа. В частности, омбудсмен рассказала, что если за весь 2023 год в ее аппарат поступило 93,7 тыс. обращений граждан, то в первом квартале 2024-го — уже 26,4 тыс. «Совершенно четко видна тенденция к росту обращений, и мы это связываем с доверием к институтам, большей открытостью и доступностью, а также требовательностью граждан к соблюдению своих прав»,— заявила госпожа Москалькова.

После ее выступления члены комитета получили возможность задать вопросы. Так, сенатор Любовь Глебова поинтересовалась, как изменилась работа общественных наблюдательных комиссий (ОНК) после реформирования этого института в 2022 году и не снизилось ли число тех, кто находит «нарушения в работе правоохранительных органов».

Татьяна Москалькова заверила, что тенденции к сокращению «неудобных» членов ОНК не наблюдается — напротив, судя по отчетам, в большинстве субъектов комиссии работают «достаточно неплохо».

Хотя «есть, конечно, регионы, где слабоватые ОНК», признала она. В целом с 2022 года штат ОНК увеличился почти на 100 человек — до 1,2 тыс., поэтому «еще есть резервы, чтобы ОНК работала более принципиально», резюмировала госпожа Москалькова.

Сенатор Руслан Смашнев озаботился судьбой соотечественников, которых насильно выдворяют в Россию. Татьяна Москалькова согласилась, что в условиях «оголтелой русофобии» эта проблема стала более «выпуклой». Особенно много обращений в ее адрес поступало во время выборов президента РФ, когда живущие за границей россияне выезжали на голосование в Россию, а обратно их уже не пускали. Кроме того, в аппарате омбудсмена ожидают «волну депортации» россиян из Латвии из-за необходимости сдавать языковые экзамены. По словам госпожи Москальковой, большое значение в этой связи имеет указ президента о репатриации, однако предусмотренная им госпрограмма работает не во всех регионах. Кроме того, отсутствует закон, «который бы определял, где депортированным проживать, как получить кредит или какие-то дополнительные деньги», добавила омбудсмен.

Сенатор Алексей Пушков поднял проблему атак украинских военных на российских журналистов. В ответ Татьяна Москалькова рассказала, что ООН в своем докладе признала: со стороны Украины допускаются нарушения прав российских граждан. Кроме того, омбудсмен анонсировала создание «карты преследования журналистов», где будет накапливаться «банк доказательств» для будущего международного трибунала. По словам госпожи Москальковой, 11 июня Минюст РФ совместно с Генпрокуратурой и Следственным комитетом принял решение о ведении соответствующего реестра. Заодно она предложила наделить военкоров статусом «ветеранов военной журналистики».

Сенатор Александр Башкин спросил, справляются ли региональные уполномоченные с обращениями, поступающими «в условиях СВО». Татьяна Москалькова сообщила, что выстроен четкий алгоритм привлечения «ресурсов, фондов, государственных органов» к решению проблем семей участников спецоперации. По ее словам, в 2023 году региональные уполномоченные отработали более 200 тыс. обращений, «значительная часть» из которых была связана с СВО и потребовала «совершенно других подходов».

«(Уполномоченные.— “Ъ”) работают самоотверженно, с душой, с переживаниями. Но не всем легко работать в этом направлении.

Есть 15 регионов, в которых три и менее сотрудников. Хочешь сделать что-то, но невозможно, если у тебя нет аппарата»,— пожаловалась Татьяна Москалькова, приведя в пример Туву. По ее словам, еще в 24 субъектах аппараты уполномоченных включены в структуру администрации региона, что «не совсем правильно с точки зрения закона»: «Они должны быть независимыми, иметь возможность выявлять нарушения и непосредственно со стороны администрации. Но реалии сегодня таковы, что приходится экономить на всем».

В завершение заседания сенатор Ольга Ковитиди подняла вопрос об обмене пленных. «Самая сложная категория работы по возвращению на родину связана с гражданскими лицами»,— рассказала Татьяна Москалькова. По ее словам, она находится на связи с уполномоченным по правам человека при Верховной раде Украины и лично просит его оказывать помощь российским гражданам, находящимся в плену. «Очень важно, что гуманитарный коридор работает. Честно говоря, у меня 46 таких обращений в отношении граждан России и 196 — в отношении граждан Украины, которых та сторона тоже согласна взаимно возвращать. Потому что обмен в отношении этих людей неприменим»,— добавила госпожа Москалькова.

Андрей Прах

Вся лента