Сборная Англии домучилась до полуфинала

В матче со швейцарцами успех ей принесла серия пенальти

Сборная Англии вышла в полуфинал чемпионата Европы в том же стиле, в котором прошла стартовый раунд play-off. В матче со швейцарцами она, как и во встрече со словаками, играла скучно и неинтересно и пропустила первой. Теперь, однако, англичане отыгрались все-таки не на последних секундах, а пораньше, зато, не дожав соперников в дополнительное время, были вынуждены соревноваться с ними в серии пенальти. В ней все решил неудачный удар швейцарца Мануэля Аканжи, отбитый голкипером Джорданом Пикфордом.

Человек, которому на этом чемпионате уже до чертиков надоела дорогая и душная, как летняя Москва, сборная Англии, было что подметить в ее очередной игре, было над чем и над кем позубоскалить. Например, над Букайо Сака, чьи финты на правом фланге и так бодро принимал английский сектор дюссельдорфских трибун. Ну да, обводит, подает. Только зачем эти подачи, если они все равно пропадают впустую и никому из партнеров Сака, кажется, не нужны? Не реагируют они на них в принципе. А тот, кто должен реагировать по идее в первую очередь, тот, кто должен землю грызть зубами, чтобы добраться до мяча, все время уходит куда-то к границе штрафной, где никакого мяча не найдешь. И какая еще сборная на нынешнем первенстве может козырнуть таким центрфорвардом-фрондером? Интересно, кстати, это Гарри Кейн сам придумал, что ему лучше находиться подальше от горячих точек, или тренер Гарет Саутгейт посоветовал, надеясь, что те, кто в линии атаки по схеме как бы под ним, будут врываться в свободные зоны? Но ведь не тянет туда ни Фила Фодена, ни Джуда Беллингема.

Поклонники сборной Англии, правда, могли утешать себя, обращая внимание на то, что скучная до тошноты игра впереди сочетается с вполне надежной в тылах и в середине поля, где очень хорош Коби Майну, у которого по итогам первого тайма стопроцентная эффективность в единоборствах и стопроцентная точность в передачах. А он же в гуще событий, в опорной зоне. И это уже хорошо, учитывая, что швейцарцы — все-таки совсем другой уровень, чем чуть не угробившие фаворитов в стартовом раунде play-off словаки. Приструнить их — уже какое-никакое достижение.

А на излете первого тайма лучик надежды на благополучный исход вообще засиял довольно ярко, потому что сборную Швейцарии минуты на три придавили основательно.

И Кейн вдруг вспомнил, что он не выдающийся плеймейкер, а выдающийся бомбардир, и Сака наконец развязал узел, удерживавший его возле правой бровки, и стал смещаться в центр.

А лидер сборной Швейцарии Гранит Джака, только что полный творческих устремлений, был вынужден переквалифицироваться в пожарного, чтобы помогать тушить огонь у своих ворот.

Из него уже во втором тайме разгорелось, однако, не английское, а швейцарское пламя. Минут десять сборная Швейцарии наседала плотно и со вкусом, заставив вспомнить, что в центре обороны у противника из-за дисквалификации Марка Гехи играет не очень-то опытный Эзри Конса. Конса держался достойно, показав, что кроссы читает неплохо. Но что-то все равно назревало для сборной Англии скверное.

Созрело после с виду тягучей швейцарской атаки, которая словно усыпила англичан, не услышавших пронзительный звон будильника, которым была пара венчающих ее передач — уже резких, острых. На последнюю отреагировал Джон Стоунс, но отреагировал так неловко, что вместо того чтобы выбить катившийся чуть ли не прямо в него мяч, подправил его на ногу выскочившему позади него из засады Брилу Эмболо.

В действительности за этот гол английские поклонники обязаны были не проклинать Эмболо, а благодарить от всей души.

В конце концов, он заставил Гарета Саутгейта сделать такие нужные ей, чтобы освежить заплесневевшую игру, замены, а его команду — задвигаться. И выяснилось, что, если движение есть, взломать швейцарскую оборону не так уже трудно. Достаточно, чтобы Сака качнул оппонента у угла штрафной, переместился ближе к центру и вместо стандартного навеса от души пальнул. Мяч очутился в сетке швейцарских ворот.

В овертайме на стадион вернулись уныние и безысходность, которые изредка разбавляли случайные вспышки активности, в основном английской. Две команды устало брели к серии пенальти. А по ходу этого траурного марша сборная Англии умудрилась нелепым образом потерять одного из самых надежных своих пенальтистов. Гарри Кейн на бровке столкнулся с Мануэлем Аканжи, чьи плечи оказались покрепче. Кейн улетел к своей скамейке, прямо в объятия Саутгейта, упал, поднялся на ноги с трудом, словно сраженный приступом радикулита, и возвращаться на газон отказался. Ничем порадовать соотечественников этом матче ему было не суждено. Впрочем, и в предыдущих ведь не радовал, так что ничего нового.

Испортить злой замысел судьбы на излете дополнительного времени внезапно захотелось прибавившим швейцарцам.

Но все напрасно, хотя, скажем, хитрый трюк Джердана Шакири войдет в хайлайты. Мяч, закрученный им с угловой отметки, воткнулся в крестовину.

А в послематчевой перестрелке все — так вышло — решил самый первый удар, который наставник швейцарцев Мурат Якин зачем-то доверил Мануэлю Аканжи, отличному защитнику, прежде в умении метко стрелять ногой не замеченному. Стрельнул он, строго говоря, безобразно — слабенько, низом, так что голкипер Джордан Пикофорд, забирая мяч, может, сам не поверил своему счастью.

Дальше-то все у швейцарцев с пенальти складывалось. Но складывалось и у англичан, которые назло эстетам просочились все же в полуфинал, где встретятся с победителями состоявшегося позже матча между голландцами и турками.

Алексей Доспехов

Вся лента