Выставка «Нити» в Фонде Ruarts

Ткань современного искусства: 3 этажа, 39 художников, более 80 текстильных работ

В Фонде Ruarts открылась новая выставка — «Нити», своеобразная ода ручному труду. Нина Гомиашвили, куратор проекта, собрала текстильные работы 39 художников. До недавнего времени нить была почти невидимым средством в современном искусстве, существует гендерное разделение между «высоким» искусством и феминизированным ремеслом. И одной из целей выставки было сделать нить «видимой», побудить зрителей переосмыслить свое отношение к текстильному искусству.

Основой выставки послужили текстильные работы из коллекции Фонда Ruarts, от них Нина Гомиашвили кропотливо протянула ниточки к проектам совсем молодых незнакомых авторов. Отправной точкой послужила работа Сергея Параджанова, она экспонируется на первом этаже в красном квадрате. Эскиз к нереализованному фильму «Демон» задает тон конфликта, любви, героической и в то же время трогательной поэтики выставки.

Сергей Параджанов. Эскиз к фильму «Демон» по сценарию Сергея Параджанова. 1970-е

По словам куратора: «Выставка основана на многоголосии авторов, нужно было связывать, скручивать, оплетать, чинить, мять, запутывать практически “несвязуемое”. Процесс отбора работ проходил очень тщательно, так как была изначально константа в виде текстильных предметов Фонда Ruarts. Этот процесс был похож на создание музыкального произведения, а я стала дирижером. Я обратилась к сказке Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди”, эпизоду с кольчугами из крапивы, способными возвращать человеческий облик, и эта метафора стала лейтмотивом всей экспозиции. В любое время важно помнить, как легко потерять человечность и превратиться в зверя. Дуальность проявляется практически во всех работах на выставке, за видимой внешней стороной всегда скрыта изнаночная. Швы на ней могут быть уродливыми и отталкивающими, но в них иногда таит

Войдя в Фонд Ruarts, зритель сразу сталкивается с масштабным произведением Ульяны Елкиной «В слоях страхов» в виде торта и эффектной работой Данилы Полякова. Светящиеся хрупкие золотые, фиолетовые, зеленые тона играют эффектом прозрачности, усиленным самой природой материала.

Ульяна Ёлкина, «В слоях страхов», 2024

Великолепной парой, не только визуальной, но и семантической, выступили проект Дмитрия Цветкова «Мягкая музыка» из коллекции Ruarts и аллегории Ольги Флоренской. Оба автора развивают идею о двойственном понятии отсутствия-присутствия, демонстрируя, что невидимое вовсе не несуществующее и нематериальное. Инструменты Цветкова потеряли свое прямое назначение — издавать звук, а на работах Флоренской слова рассыпались и превратились в ряды букв, остались лишь говорящие образы и цвет.

Дмитрий Цветков из cерии «Мягкая музыка» на первом плане и на втором плане работы Ольги Флоренской

Художница Анна Лапшинова буквально восприняла вдохновение куратора и создала объект в виде рубашки, внутри которой растет крапива. В ее понимании метафора рубашки-панциря отражает желание человека обрести защиту в мире, который может быть жестоким и непредсказуемым, создать барьер между собой и потенциально вредоносным влиянием, будь то физическим, эмоциональным или духовным.

Лапшинова Анна «Ах, если бы мне приснилось, как освободить вас от чар», 2024 и работа Тимура Новикова «Дом в лесу», 1989

На выставке представлены две знаковые работы Тимура Новикова — «Дом в лесу» 1989 года и редкое полотно «Оскар Уайльд» 1993 года.

1990-е годы стали периодом значительных изменений. Стиль «Новых художников» претерпел трансформацию. Они начали обращать внимание на редкие издания, посещать Мариинский театр и изучать работы старых мастеров. Это также повлияло на их одежду, в которой стали популярны элементы, ассоциирующиеся с прошлым: трости, лорнеты, фраки, цилиндры и корсеты. Вместо «сшитых горизонтов» появились полотна с медальонами, включающими репродукции картин прошлого, фотографии классической скульптуры и античные камеи, что свидетельствовало о стремлении связать современное искусство с классическим наследием. Оскар Уайльд и Людвиг II Баварский стали символами этого нового направления, отражая увлечение художников идеями чистого искусства и романтическими образами прошлого.

Тимур Новиков, панно «Оскар Уайльд», 1993

Выставка «Нити» в Фонде Ruarts получилась разнообразной, заставляющей замедлиться и несколько раз пройтись по этажам фонда, рассмотрев ее под разным углом. Многие устали от холодной и отстраненной виртуальной реальности, здесь же все, наоборот, кажется очень тактильным, теплым и живым. Хочется укрыться под слоями аккуратно сшитых куратором и командой Ruarts смыслов.

Даты выставки: 21 июня — 3 ноября

Адрес фонда: г. Москва, Трубниковский пер., д. 6

18+

Фонд Ruarts

Реклама

Вся лента