Нащупали патриотизм
В Думе обсудили методичку по воспитанию детей и молодежи
Комитет Госдумы по просвещению во вторник провел тематическое заседание, посвященное патриотическому воспитанию детей и молодежи. Его участники обсуждали работу над методическим пособием, которое призвано прививать «базовые ценности» подрастающему поколению от детских садов до вузов. Но так как оно еще не написано, на заседании по факту обсуждали более общие вопросы — например, что такое патриотизм. Также выяснилось, что из фильмов в наибольшей степени этим понятием пропитан «Брат-2», который политики охарактеризовали как «сказку». Пособие между тем будет готово к сентябрю, обещают ответственные чиновники, и вначале его действие проверят на обучающихся в учебных заведениях Бурятии.
Заместитель полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе, руководитель межведомственной группы по разработке прикладных методических рекомендаций в сфере патриотического воспитания Григорий Куранов сообщил о работе над методичкой, с помощью которой воспитатели и педагоги могли бы прививать «единые базовые ценности» подрастающему поколению разных возрастов — воспитанникам детских садов, учащихся школ и вузов. Он рассказал, как на новых территориях изучил украинские учебники, придя к выводу, что пропаганда противника «работает в этом направлении очень сильно»: «У них в букварях написано, какие они герои и какие москали орки».
По словам господина Куранова, члены рабочей группы «впервые почувствовали, что что-то нащупали», когда осознали, что «патриотизм — это не чувство, а потребность гордиться».
«Любая потребность приводит к действию. В данном случае потребность подвигает на деяние, а духовность задает вектор и рамки этих деяний»,— объяснил господин Куранов, добавив, что в этом смысле патриотизм и духовность идут рука об руку.
Какие книги, фильмы, картины и песни «самые патриотические», поинтересовался замполпреда у участников заседания. Первым назвали фильм «Брат-2», и господин Куранов с этим согласился, назвав эту ленту «экранизацией русской сказки», где герой «навел справедливость», притом что «у нас понятия законности и справедливости отличаются». «Этот фильм цеплял наши базовые ценности»,— полагает руководитель межведомственной группы. Затем он поделился результатами исследования рабочей группы, согласно которому песни Шамана среди патриотических композиций «только на десятом месте», а первые места держат старые произведения. «Современных патриотических песен мало»,— отметил он, хотя, казалось бы, «сколько стоит написать песню — две бутылки пива». С книгами дело обстоит сложнее. «Когда-нибудь появятся современные книги, которые будут вызывать чувство патриотизма»,— надеется господин Куранов.
Само методическое пособие еще не готово, и разработчик пригласил всех присутствующих на заседании принять участие в работе над ним.
При этом уже с сентября методичку планируется внедрять во всех детсадах, школах и вузах Бурятии. «Год будем смотреть, что зашло, что не зашло»,— пообещал господин Куранов. Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова попросила дать «хоть что-нибудь в руки», чтобы депутаты тоже опробовали пособие в регионах.
Директор ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» Елена Беликова отметила, что «мы живем в эпоху методического голода», но сообщила, что пришла на встречу «с живым методическим пособием» — Героем России гвардии капитаном Степаном Беловым, сидевшим рядом. Звание Героя господину Белову присвоили в декабре 2022 года.
Директор департамента региональных программ аппарата главного штаба «Юнармии» Анна Попова предложила свою организацию в качестве базы для апробации методики. Директор центра «Воин» Игорь Казарезов напомнил, что Минпросвещения запускает проект по обучению преподавателей начальной военной подготовке и предложил включить в эту программу изучение разрабатываемой методички. В конце заседания Ольга Казакова призвала всех участников направлять в рабочую группу и другие предложения по работе над методическим пособием.