«Защита интересов оценщиков в качестве цели никогда не декларировалась»

Максим Скатов о результатах реформы и тенденциях развития оценочной отрасли

В последние годы оценочная отрасль России перманентно находится в состоянии реформы: сначала регулятор рынка боролся с низкой квалификацией оценщиков посредством введения систематической сдачи квалификационного экзамена, затем, в 2022 году, ввел новые общие федеральные стандарты оценки, а на текущий момент в Государственной думе ждут рассмотрения еще три пакета поправок к закону об оценочной деятельности, принятие которых приведет к существенной трансформации всего рынка оценки. О последствиях реформирования отрасли рассказал президент саморегулируемой организации «Союз "Федерация специалистов оценщиков"» (СРО СФСО), заместитель генерального директора ООО «Мобильный оценщик» Максим Скатов.

Президент саморегулируемой организации «Союз "Федерация специалистов оценщиков"» (СРО СФСО), заместитель генерального директора ООО «Мобильный оценщик» Максим Скатов

С самого начала главной целью такого комплексного реформирования оценочной отрасли являлось повышение качества отчетов об оценке и защита прав и интересов потребителей оценочных услуг. К великому сожалению, защита интересов оценщиков в качестве цели никогда не декларировалась. Сейчас по прошествии более семи лет с начала реформ оценочное сообщество прочувствовало на себе их реальные результаты.

Так, введение в 2018 году необходимости регулярной сдачи квалификационного экзамена, по сути, не оказало никакого существенного влияния на общий уровень качества отчетов об оценке, однако напрямую повлияло на то, что к третьей волне сдачи квалэкзамена в 2024 году мы имеем жесточайший кадровый дефицит в отрасли: из-за требования постоянной пересдачи экзамена каждые три года многие коллеги-оценщики принимают решение об уходе из профессии и переквалификации на новые специальности, зачастую не связанные с консалтингом. По нашим данным, наблюдается естественная убыль общего количества российских оценщиков — ситуация, когда отток специалистов из отрасли превосходит приток новых кадров. Причем мы видим, что сегодня кадровый дефицит наблюдается на всех стадиях, начиная от профильных учебных заведений, которые зачастую не могут сформировать группу для обучения, и саморегулируемых организаций, вынужденных исключать оценщиков по причине их несоответствия обязательному условию членства в СРО (наличия аттестата), и заканчивая оценочными компаниями, которые находятся в перманентном поиске специалистов и вынуждены конкурировать за каждого оценщика. Поскольку до сих пор не реализована возможность дистанционной сдачи квалификационного экзамена, сегодня оценщики из ряда регионов России поставлены в совершенно неконкурентные условия, что также заставляет их уходить из профессии.

И если в нашей саморегулируемой организации «Союз "Федерация специалистов оценщиков"», президентом которой я являюсь, исключение оценщиков из реестра не носит массового характера и почти не влияет на общую численность оценщиков в реестре СРО СФСО (в настоящее время там числится около 620 оценщиков), то для менее крупных саморегулируемых организаций оценщиков исключение даже нескольких десятков специалистов может привести к снижению обязательного порога в 300 оценщиков и, как следствие, потере статуса СРО.

Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы оказать поддержку оценщикам в текущей ситуации: в СРО СФСО приняли решение освобождать от членских взносов вступающих к нам оценщиков на два последующих года. Также освобождения от членских взносов действуют у нас для всех социально уязвимых категорий оценщиков (для лиц, находящихся в декрете или не осуществляющих оценочную деятельность по объективным причинам, например по болезни). Кроме того, у СРО СФСО с нашим партнером ООО «Мобильный оценщик» достигнута договоренность об оказании с 1 сентября 2024 года поддержки вступающим к нам оценщикам, а именно о бесплатной подготовке отчетов об оценке квартир в автоматизированном конструкторе отчетов в течение шести месяцев с даты вступления в союз. Использование этого конструктора позволяет оценщикам существенно сократить трудовые издержки, автоматически формируя шаблон отчета в соответствии с требованиями стандартов оценки и банков.

Безусловно, такие стимулирующие меры необходимо внедрять в масштабах всей отрасли, и ведущая роль в этом процессе должна быть отведена регулятору. Однако все те поправки к закону об оценочной деятельности, которые в настоящее время проходят обсуждение законодателями, направлены скорее в обратную сторону. Например, пакет поправок в части обеспечения имущественной ответственности и введения требований к исполнителям услуг по оценке государственного и муниципального имущества (которые уже приняты Госдумой РФ в первом чтении). Ниже основные новеллы — почувствуйте, какие тенденции они задают.

  • Введение обязательного требования для оценочной компании, которая намерена заключить договор на проведение оценки объекта, полностью или частично принадлежащего РФ или субъекту РФ, о наличии в штате по основному месту работы не менее пяти оценщиков (сейчас не менее двух оценщиков, и они могут работать по совместительству). То есть для всего малого бизнеса, особенно регионального, рынок оценки госимущества будет закрыт, что заставит оценочные компании активно «укрупняться».
  • Введение обязательных требований к опыту оценщиков, которые будут осуществлять работы по оценке госимущества (определенное количество сделанных отчетов по конкретному направлению оценки, отсутствие в течение предшествующих трех лет серьезных мер дисциплинарного воздействия, а также решений судов о признании отчета или стоимости, указанной в нем, недостоверными).
  • Введение возможности для заказчиков оценки устанавливать пределы ответственности по убыткам, подлежащим возмещению за счет имущественной ответственности юридического лица или оценщика, в размерах, кратных стоимости услуг по договору на проведение оценки (пятикратной в случае обязательной оценки или двукратной в остальных случаях).
  • Закрепление возможности написания жалоб в СРО оценщиков всеми государственными и муниципальными органами без обоснования нарушения их прав.

Таким образом, вы можете видеть, что дальнейшее реформирование отрасли нацелено на удовлетворение интересов заказчиков отчетов об оценке, но никак не самих оценщиков. Открывается возможность оказания административного давления на оценщиков посредством написания необоснованных жалоб, в то же время право оценивать государственное и муниципальное имущество ставится в зависимость от мнения судебных экспертов, формирующегося в судебном процессе, к которому оценщик зачастую не привлекается даже в качестве третьего лица и не может защитить себя должным образом. Это очень опасная, противоречивая тенденция, поскольку оценщики и судебные эксперты действуют в совершенно разном правовом статусе, и к оценщикам предъявляется гораздо больше жестких обязательных требований, нежели к судебным экспертам. Однозначно — тут необходим комплексный межотраслевой подход, а также как минимум введение трехлетнего переходного периода для оценщиков, многие из которых уже имеют вступившие в силу решения судов, а значит, уже не смогут проводить оценку госимущества.

Ужесточение требований к российским оценщикам разворачивается на фоне разработки не менее интересного пакета поправок к закону об оценке в части осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг Евразийского экономического союза (ЕАЭС), согласно которому будет создан единый рынок оценочных услуг стран—участниц ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан). Несмотря на то что законопроект еще не принят, он вызывает в оценочном сообществе неоднозначную реакцию, поскольку имеет ряд внутренних системных противоречий. Началом функционирования единого рынка оценочных услуг регулятором обозначена дата — 1 января 2025 года. Согласно законопроекту, оценщик или оценочная компания из государства—члена ЕАЭС имеет право выхода на единый рынок услуг на основании полученного у себя на территории разрешения. При этом профессиональная квалификация оценщиком может быть получена в любом государстве—члене ЕАЭС и действовать на территории всего ЕАЭС без каких-либо дополнительных процедур признания. Планируется, что российский рынок оценки государственного и муниципального имущества для иностранных оценщиков будет закрыт. Создание единого рынка услуг по оценке, с одной стороны, безусловно, приведет к повышению конкуренции на рынке России за счет притока оценщиков из стран—членов ЕАЭС, а с другой стороны, к появлению новых возможностей для развития отечественных компаний на территории всего Евразийского экономического союза, а также к возможности закрыть свои кадровые задачи при помощи оценщиков из других стран.

На территории России контроль за деятельностью иностранных оценщиков будут осуществлять саморегулируемые организации оценщиков и Росреестр. СРО СФСО активно готовится к принятию данного законопроекта и приглашает иностранных коллег стать частью нашей дружной профессиональной команды.

Вся лента