A Haas я попрошу остаться

Команда «Формулы-1» задержалась в Голландии из-за иска «Уралкалия»

В понедельник разрешился давний спор между американской командой «Формулы-1» Haas и ее бывшим титульным спонсором, российской компанией «Уралкалий». По запросу последней машины и все оборудование Haas были арестованы голландскими судебными приставами по ходу Гран-при Нидерландов, завершившегося в воскресенье. Проблема была в том, что американская сторона не спешила исполнять решение швейцарского суда о возврате «Уралкалию» €9 млн по расторгнутому Haas в одностороннем порядке договору. В итоге Haas вынуждена была заплатить, после чего ограничения на перемещение оборудования команды были сняты. В «Уралкалии» пообещали пустить полученные средства на «развитие производственных мощностей».

Вскоре после начала событий на Украине команда Haas, до того пользовавшаяся поддержкой «Уралкалия» и даже нанесшая на свои машины российский триколор, в одностороннем порядке расторгла контракт

Фото: Johanna Geron / Reuters

В минувшее воскресенье в голландском Зандворте прошел Гран-при Нидерландов. Все участвовавшие в нем команды покинули автодром вскоре по завершении гонки, но одна вынужденно осталась. Речь об американской «конюшне» Haas. Дело в том, что еще в прошлый четверг в боксы команды явились голландские судебные приставы, которые описали все машины и оборудование команды. Приставы действовали во исполнение решения швейцарского суда, который еще два месяца назад поставил точку в споре между Haas и его бывшим спонсором — российской компанией «Уралкалий».

Спор возник еще в 2022 году. Вскоре после начала событий на Украине Haas, до того пользовавшаяся поддержкой «Уралкалия» (титульным спонсором «конюшни» российская компания стала в 2021 году) и даже нанесшая на свои машины российский триколор, в одностороннем порядке расторгла контракт. Также из Haas был уволен российский гонщик Никита Мазепин, сын бывшего контролирующего акционера «Уралкалия» Дмитрия Мазепина. Действия Haas укладывались в тенденцию, заданную владельцами «Формулы-1» (контроль над коммерческими правами серии принадлежит американской Liberty Media), также в одностороннем порядке разорвавшей все отношения с Россией: был отменен Гран-при России, запрещены трансляции гонок на территории России и даже закрыт доступ к официальному сайту серии с российских IP-адресов.

Однако в отличие от организаторов Гран-при России, а также обладателей прав на показ гонок на территории страны, «Уралкалий» пошел в суд и потребовал вернуть выплаченные «конюшне» авансом перед стартом сезона 2022 года €13 млн, а также передать одну из «боевых» машин образца 2021 года (это предусматривал договор). Поначалу перспективы иска компании на фоне общей антироссийской истерии на Западе представлялись сомнительными. Больше того, Haas заявила встречный иск, потребовав от «Уралкалия» €8 млн, которые российская компания должна была бы заплатить, будь контракт исполнен до конца. Иными словами, спонсорское соглашение между «Уралкалием» и Haas на сезон 2022 года предусматривало получение командой €21 млн. В целом в руководстве Haas отмечали, что вообще не намерены ничего возвращать российской стороне.

Процесс затянулся на два с лишним года.

В конце июня 2024 года швейцарский суд, а именно он, согласно контракту, был назначен местом рассмотрения споров сторон, вынес решение, позволившее и «Уралкалию» и Haas объявить себя победителями.

Суд фактически решил выступить в режиме «ни вашим ни нашим». С одной стороны, он признал, что Haas имела основания для одностороннего расторжения соглашения (в противном случае команда рисковала получить еще один иск — уже о компенсации упущенной выгоды). С другой — суд постановил, что Haas все-таки должна вернуть «Уралкалию» большую часть аванса. Официально размер присужденной выплаты не назывался, но как сообщал портал Motorsport.com, ссылавшийся на информированные источники, речь шла о €9 млн. При этом суд отверг требование Haas о выплате команде €8 млн. Суд также предписал отдать российской стороне машину версии 2021 года (ничем, кроме музейного экспоната, она быть не может).

Суд дал Haas месяц на исполнение решения. Однако, как заявляли в «Уралкалии», американская команда не предпринимала никаких действий в этом направлении, оставляя без ответа все обращения. Ситуация изменилась в минувший четверг. В боксы Haas явились судебные приставы в сопровождении полиции и описали машины и оборудование команды. В ходе переговоров сторон спора было решено, что Haas сможет выступить в Гран-при Нидерландов. Взамен босс Haas Аяо Комацу пообещал до конца недели решить все вопросы. По его словам, «конюшня» была согласна с решением суда, не намеревалась его оспаривать, а вся проблема была в том, что на фоне санкционного режима, введенного властями США в отношении российских компаний, трудно было доставить средства до получателя. Правда, представители «Уралкалия» сообщали, что неоднократно предлагали Haas различные способы проведения выплаты, но эти обращения также оставались без ответа. Владелец Haas Джин Хаас, в свою очередь, еще в воскресенье уверял, что все проблемы улажены, деньги отправлены через одну из ближневосточных стран и вообще все будет хорошо, а задержка связана лишь с тем, что у банкиров выходные.

Как выяснилось в понедельник, Haas действительно перевела на счета «Уралкалия» средства.

В заявлении, опубликованном на официальном сайте «Уралкалия», говорится, что компания «подтверждает получение в полном размере суммы, которая должна была быть выплачена Haas F1 Team в соответствии с решением швейцарского арбитражного трибунала, включая начисленные проценты и издержки на арбитраж».

«Помимо этого мы получили гоночный болид команды, который также должен был быть передан "Уралкалию" по условиям спонсорского договора,— говорится в заявлении компании.— В связи с этим, "Уралкалий" уведомил государственные органы Нидерландов о возможности снятия ареста с активов Haas, что позволит команде вывезти их из страны». В российской компании добавили, что средства, полученные от Haas, «будут направлены на развитие производственных мощностей, что позволит еще больше увеличить вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности».

Александр Петров

Вся лента