Коммерсантъ-История №9 (166)
Какая французская традиция живее всех живых
Знаете ли вы, в какую эпоху появилась инструкция по реквизиции у населения всего необходимого для армии и государства, в которой был следующий фрагмент:
«Если местные власти отсутствуют, производящий реквизицию обращается к местным гражданам с вышеуказанными требованиями. Часть этих граждан может быть задержана на время реквизиции в качестве заложников».
Правы и те, кто считает, что это инструкция советских времен, и те, кто уверен, что царских. Ведь этот пункт документа, подписанного В. И. Лениным 3 января 1921 года, очень похож на тот же по назначению пункт «Положения о порядке производства реквизиций во время войны и в период мобилизации», утвержденного 3 августа 1914 года* императором Николаем II:
«Если власти (гражданские или общественные) скрываются — производящий реквизицию обращается к пользующимся уважением зажиточным местным гражданам с требованиями, причем часть этих граждан может быть задержана на время реквизиций в качестве заложников».
И в этом сходстве нет ничего удивительного, ведь известный с древнейших времен захват заложников стал основным способом снабжения армии, своего рода обычаем войны со времен Великой французской революции, совершенствуясь с годами. Об истории захвата заложников и его превращении в массовое явление — статья «Сейчас около 400 человек заложников сидят в тюрьмах».
Но широчайший масштаб и особые формы захват заложников приобрел в России в годы Гражданской войны. О том, к чему это приводило,— текст «Увезти В. И. Ленина в качестве заложника».
Иногда заложничество пытались превратить в инструмент решения серьезных государственных проблем. Что получалось в итоге — в тексте «Я достаточно знал англичан».
Однако любая война — это всегда лишения, какие бы прекрасные перспективы ни сулили стране военные теоретики. Жители России уже в 1914 году узнали на собственном опыте, что происходит после приостановки внешней торговли. Об этом текст в нашей постоянной рубрике «Забытый быт» — «Никакой патриотизм не заставит».
О тех тяготах, которые войны традиционно приносят людям,— этот выпуск ежемесячника «Коммерсантъ-История».
Содержание
«Никакой патриотизм не заставит» / Почему исчезли самые простые и необходимые товары
«Сейчас около 400 человек заложников сидят в тюрьмах» / Когда захват заложников стал всеобщим
«Увезти В. И. Ленина в качестве заложника» / По каким правилам брали российских заложников
«Я достаточно знал англичан» / Какие дополнительные выгоды приносил обмен заложниками
*Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю.