Потерянная гибкость

Рынок кредитных карт в условиях ужесточения регулирования и повышения кредитной ставки

Долгое время кредитные карты оставались для банков инструментом обхода как регулирования Банка России, так и пугающих потенциальных клиентов высоких ставок по продуктам. На фоне ужесточения регулирования этого сегмента и снижения количества потенциальных клиентов маржинальность бизнеса снизилась. Но и в этих условиях кредитные карты остаются выгодным продуктом для банков и клиентов. Потому что ключевая задача банков — выдача кредитных денег, а не пластика.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Ужесточение регулирования

Банк России постоянно ужесточает регулирование кредитования физлиц, особенно в сегментах необеспеченного кредитования. Это происходит с первого квартала 2023 года: часть клиентов лишаются возможности банковского кредитования.

На четвертый квартал текущего года регулятор установил следующие макропруденциальные лимиты (МПЛ): доля кредитов, выданных заемщикам с долговой нагрузкой от 50% до 80%, не должна превышать 15% (в третьем квартале — 20%), заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН) от 80% — 3% (на третий квартал — 5%).

Что касается кредитов с лимитом кредитования, то есть кредитных карт, то доля кредиток, выданных заемщикам с ПДН от 50% до 80%, не должна в следующем квартале превышать 10%. Заемщикам с ПДН более 80% выдавать такие продукты регулятор запрещает.

Ужесточение регулирования с целью снижения темпов кредитования и уровня закредитованности россиян, который неоднократно оценивался Банком России как критический, происходит на фоне продолжительного роста ключевой ставки (последнее повышение состоялось 13 сентября на 1 б. п., до 19%) и, как следствие, неизбежного роста ставок по всем кредитным продуктам. Для сравнения: по итогам второго квартала 2024 года среднерыночное значение ПСК по кредитным картам с лимитом до 100 тыс. руб. составило 38,72%, по кредитам наличными аналогичного размера — 35,68%, а по POS-кредитам — 20,19%, приводит данные старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко.

Особенности функционирования

В таких условиях кредитные карты долгое время оставались для кредитных организаций удобным инструментом обхода как регулирования Банка России, так и пугающих потенциальных клиентов высоких ставок по продуктам. При открытии кредитной карты значение имеет так называемый грейс-период, то есть льготный период, в течение которого проценты за использованные заемные средства не начисляются. И последнее время все больше банков предлагают грейс-периоды длиной в год, что нивелирует для клиентов высокие ставки по кредитным картам (32% в среднем по рынку по итогам августа).

Что касается регулирования, то и тут кредитные карты обеспечивали банкирам определенную гибкость. По кредитным картам одобряется лимит, который может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как клиент пользуется картой и как исполняет обязательства по ней. Более того, особенность потребительского поведения такова, что кредитные карты используются россиянами преимущественно для повседневных трат, а не для совершения крупных покупок разово. Таким образом, весь лимит не используется сразу: в среднем по портфелю утилизация лимита кредитных карт составляет 30–50%. И именно эту сумму банки учитывают при расчете резервов, МПЛ и прочих показателей. А средний ежемесячный платеж для определения показателя долговой нагрузки клиента рассчитывается как 3–10% от суммы общего одобренного лимита.

Такие особенности функционирования кредитных карт позволяли банкам удовлетворить с их помощью как минимум часть спроса со стороны клиентов с высокой долговой нагрузкой. Однако с 1 июля Банк России установил запрет на выдачу кредитных карт заемщикам с показателем долговой нагрузки 80% и выше. Что значительно снизило маржинальность сегмента кредитных карт для банков.

Многие банки сейчас даже вновь предпочитают выдавать клиентам потребительские кредиты, поскольку доходность в краткосрочном периоде по ним выше, отмечают эксперты. Впрочем, снижение маржинальности сегодня — общий тренд на рынке потребительского кредитования, признает Анна Стогниенко.

Стоит отметить, что кредитные карты исторически являются наиболее рискованным видом кредитования и потенциальные потери от невозврата закладываются в повышенную процентную ставку. А увеличение ключевой ставки делает данный продукт только дороже для потребителей. И в таких условиях все более существенную конкуренцию кредитным картам могут составить различные программы BNPL (buy-now-pay-later), активно предлагаемые банками в партнерстве с маркетплейсами и магазинами. К тому же регулирование таких программ только обсуждается Банком России, говорит директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин.

В связи с жесткой позицией регулятора в части необеспеченных кредитов не приходится ожидать роста выдач кредитных карт даже на фоне сохраняющегося спроса со стороны населения. Банки значительно сократили уровень одобрения кредитных карт клиентам с высоким, но допустимым для выдачи уровнем долговой нагрузки. Они также одобряют низкие лимиты, от которых те отказываются, что подтверждается сохраняющимся размером среднего выданного кредитного лимита. Уровень выдач будет и далее сокращаться на 5–6% месяц к месяцу, считает директор направления развития банковских карт финансового маркетплейса «Банки.ру» Антон Сергунов. «Многие банки стали вводить всевозможные маркетинговые улучшения тарифов по кредитным картам, предлагая клиентам длинные льготные периоды на первые покупки или месяц пользования продуктом, а также сниженную ставку на первых этапах пользования картой. Для клиентов с хорошей кредитной историей и низким ПДН такие условия могут быть интересными, однако с точки зрение регулятора такие продукты могут нарушать требования к среднерыночным значениям ПСК (полной стоимости кредита.— “Ъ”), что закрывает возможности дальнейшего улучшения продукта»,— указывает эксперт.

Динамика выдачи кредитных карт

Период Кол-во счетов (шт.) Объем выдач (руб.) Средний чек (руб.)
Январь 2019 1089150 89768331303 82421
Февраль 2019 1212416 101321381469 83570
Март 2019 1273861 108582930338 85239
Апрель 2019 1313108 113811399961 86673
Май 2019 1177728 102541123546 87067
Июнь 2019 1213905 104672810795 86228
Июль 2019 1284005 117662215494 91637
Август 2019 1260011 114044562484 90511
Сентябрь 2019 1157644 107941373659 93242
Октябрь 2019 1172761 105013486614 89544
Ноябрь 2019 1123229 102033178930 90839
Декабрь 2019 1360301 131580223127 96729
Январь 2020 970227 83042893208 85591
Февраль 2020 1067679 97685939770 91494
Март 2020 1091831 99926271883 91522
Апрель 2020 406711 43473808678 106891
Май 2020 542509 56480134963 104109
Июнь 2020 730227 89916054352 123134
Июль 2020 942961 92568246049 98168
Август 2020 1079471 97325833881 90161
Сентябрь 2020 1118413 107358596422 95992
Октябрь 2020 1063057 98635493078 92785
Ноябрь 2020 1125942 107148374887 95163
Декабрь 2020 1373937 131775738879 95911
Январь 2021 897749 76302316554 84993
Февраль 2021 1082182 98264815683 90802
Март 2021 1398858 132616284664 94803
Апрель 2021 1396739 139238624542 99688
Май 2021 1243329 115227081496 92676
Июнь 2021 1343960 129390707500 96276
Июль 2021 1408981 134443363551 95419
Август 2021 1490372 151982885237 101976
Сентябрь 2021 1636888 179883139094 109893
Октябрь 2021 1766624 194442087186 110064
Ноябрь 2021 2003990 235448340934 117490
Декабрь 2021 2286494 275348599219 120424
Январь 2022 1537969 167301221581 108781
Февраль 2022 1627679 188150180228 115594
Март 2022 1109273 114049222026 102814
Апрель 2022 1339748 141999877922 105990
Май 2022 1504400 160693364695 106816
Июнь 2022 1836142 198510452652 108113
Июль 2022 1855491 202238188235 108994
Август 2022 2163719 252173391575 116546
Сентябрь 2022 2042387 241205718131 118100
Октябрь 2022 1967918 222888109424 113261
Ноябрь 2022 2194740 261744445571 119260
Декабрь 2022 2313691 273719082225 118304
Январь 2023 1851740 195920033422 105803
Февраль 2023 1910820 222132095401 116250
Март 2023 2301833 269357010830 117018
Апрель 2023 2178462 265888887272 122053
Май 2023 2285212 269371831582 117876
Июнь 2023 2240784 268166726659 119675
Июль 2023 2328414 294594511515 126522
Август 2023 2569539 322602171755 125549
Сентябрь 2023 2353267 298975762429 127047
Октябрь 2023 2423065 276970192541 114306
Ноябрь 2023 2642092 302852158503 114626
Декабрь 2023 2629819 304323865283 115720
Январь 2024 2112077 214769077095 101686
Февраль 2024 2304015 240670236173 104457
Март 2024 2424961 270728759931 111643
Апрель 2024 2415880 288690313707 119497
Май 2024 2432901 299658209355 123169
Июнь 2024 2418132 295029305963 122007
Июль 2024 2315624 305260044255 131826
Август 2024 2196060 288177028619 131225

Источник: Объединенное кредитное бюро.

Впрочем, не все настроены так пессимистично.

Потеря чувствительности

В ПСБ, например, количество выданных кредитных карт за первое полугодие выросло почти на 20%, а по итогам восьми месяцев — почти на треть по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 года, приводят данные в банке. «До конца года, по нашим ожиданиям, рост выдач продолжится, что традиционно связано с высоким сезоном в преддверии новогодних праздников, когда клиенты планируют дополнительные траты. Уровень ставок по кредитным картам на банковском рынке обычно выше, чем в других сегментах кредитных продуктов — так устроена экономика продукта, поскольку по картам предусмотрен продолжительный беспроцентный льготный период, и именно из-за наличия льготного периода изменение ключевой ставки ЦБ, как правило, не особенно влияет на спрос на кредитные карты. Сейчас растет количество клиентов, которые умело пользуются льготным периодом и используют карты как удобный инструмент для повседневных расходов, а также для получения дополнительного дохода в виде кэшбэка»,— отмечают в пресс-службе ПСБ.

«Карточные продукты выгодны для банков — даже "прямая" экономика от полученного интерчейнджа по большинству клиентов положительная. БОльшая часть кредитных карт обслуживается не в льготный период, что позволяет банку получать процентный доход, а в случае просрочки — еще пени и штрафы. Использование кредитной карты дает банку понимание структуры расходов клиента. Установка мобильного приложения (где обычно размещаются выгодные персональные предложения) и вовсе в разы увеличивает знания банка о клиенте. Анализ этих «больших данных» позволяет максимально адресно предложить кросс-продукты (депозитные, страховые продукты, скидки на доставку и т. д.), что поддерживает не только маржу банка, но и смежные или дочерние бизнесы кредитной организации»,— поясняет старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. Кроме того, сохраняются высокий спрос на заемное финансирование, высокие инфляционные ожидания населения и готовность жить в долг на фоне увеличения располагаемых доходов и макроэкономической неопределенности. Банк России также отмечал, что рост объема вкладов в отдельных случаях сопровождается увеличением покупок по кредитным картам в льготный период, добавляет эксперт.

«Сегмент кредитных карт нельзя назвать чувствительным к динамике ключевой ставки. Для банков этот продукт создает как процентный доход, так и комиссионный — от эквайринга. То есть даже в случае использования заемщиком только грейс-периода он может оставаться выгодным для банков. Привлекательность же для заемщиков в текущих высоких процентных ставках в экономике как раз в использовании грейс-периода и возможности перекладки свободной ликвидности на накопительные счета или краткосрочные вклады»,— добавляет директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин.

Карты для банков выгодны еще и тем, что это так называемый долгосрочный продукт/услуга, который привязывает потребителя к банку надолго: использованный лимит восстанавливается/возвращается к своей исходной сумме после оплаты задолженности. За счет этого кредиторы могут экономить на издержках, которые возникают при оформлении нового продукта, добавляет гендиректор БКИ «Скоринг бюро» Олег Лагуткин.

Сегмент показал снижение

За восемь месяцев текущего года было выдано более 17 млн новых кредитных карт с общим установленным лимитом 1,8 трлн руб., следует из данных БКИ «Скоринг Бюро». Июль и август добавили еще 4,5 млн штук с лимитом 590 млн руб., приводят данные в АКРА. При этом лето на рынке кредитных карт завершилось неожиданным снижением. Впервые с 2019 года в последний летний месяц, август, сегмент показал снижение как в денежном, так и количественном выражении, несмотря на традиционно высокий с точки зрения трат период догуливания отпусков, каникул и подготовки к школьному году.

По данным БКИ «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ), по итогам прошедшего августа банки выдали россиянам 2,196 млн новых кредитных карт на общую сумму 288,177 млрд руб. Оба показателя на 5% меньше, чем месяцем ранее — в июле текущего года. Для сравнения: годом ранее, в августе 2023-го, банки выдали гражданам, по данным ОКБ, 2,569 млн кредитных карт на сумму 322,602 млрд руб. Средний одобряемый лимит по новым выдаваемым кредитным картам в августе текущего года, по данным ОКБ, составил 131,2 тыс. руб., практически не изменившись в месячном сравнении. В годовом сравнении чек вырос почти на 5%. К сентябрю текущего года средняя сумма установленного лимита по картам находится на уровне 112–113 тыс. руб., указывает генеральный директор «Скоринг Бюро» Олег Лагуткин.

По данным «Скоринг Бюро», в среднем каждый россиянин имеет по две кредитные карты. А по данным Data Hub Frank RG, к концу 2024-го портфель кредитных карт в России по итогам года может достичь 4,4 трлн руб.

Полина Трифонова

«Да и непосредственно в сегменте кредитных карт ужесточение ограничений регулятором все еще оставляет банкам некоторое пространство для маневра — через стимулирование реактивации ранее выданных карт и увеличение лимитов по ним. То есть от кредитных организаций можно ожидать разворота в сторону уже существующих держателей кредиток, и дальнейшее развитие этого рынка можно связать именно с этим трендом. Борьба за клиента происходит как с помощью предоставления более привлекательных условий по карте, так и через совершенствование программ лояльности, предоставление экосистемных и нефинансовых сервисов и услуг. Кредитные карты действительно более гибкий в плане условий продукт за счет возможности варьирования грейс-периода и кредитного лимита»,— признает эксперт-аналитик «Банки.ру» Эряния Бочкина.

Однако эту доходность не так просто обеспечить, предостерегает Анна Стогниенко: «В рамках конкурентной борьбы банки удлиняют сроки льготного периода, вводят льготные условия снятия наличных и переводов за счет заемных средств, бонусируют траты по кредитной карте. Все это существенно влияет на юнит-экономику продукта. Вместе с тем это и более сложный продукт: чтобы извлекать из него более высокую доходность, нужно уметь правильно управлять лимитами по уже выданным картам, удерживать на приемлемом уровне долю грейс-клиентов, наращивать долю комиссионного дохода, контролировать расходы на reward-программы, управлять рисками просрочки и так далее. Это непростые задачи».

Потенциал роста

Действия регулятора по охлаждению рынка потребительского кредитования, с одной стороны, и высокий спрос на кредиты на фоне роста реальных доходов и инфляционных ожиданий, с другой стороны, в совокупности будут определять динамику плавного снижения количества выдаваемых карт и сумм лимитов по ним в ближайшие месяцы. В конце года вероятно даже повышение выдач, определяемое сезонными факторами, заключает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин.

С осторожностью, но можно предположить, что при стабилизации регуляторного воздействия рынок кредитных карт может приспособиться к ним и показать рост выдачи и во втором полугодии, согласен Олег Лагуткин.

«Снизится уровень одобрения новых кредитных карт, но это не такая большая проблема для банков, поскольку их ключевая задача — выдача кредитных денег, а не пластика. Эту задачу, особенно лидерам рынка, можно решать на существующей клиентской базе. Банковская отрасль готовилась к этим ограничениям и хорошо поработала про запас: размер одобряемых кредитных лимитов рос более высокими темпами, чем утилизация лимитов клиентами. А ограничения выдач по ПДН 50%+ и 80%+ не действуют задним числом, то есть на ранее одобренные лимиты. Эти ограничения применимы только к новым выдачам. Таким образом, банки создали себе потенциал для роста портфеля, зафиксировали объемы и ставки под будущие выдачи, теперь их задача — стимулировать уже привлеченных клиентов тратить больше»,— заключает Анна Стогниенко.

Полина Трифонова

Вся лента