Микрофинансы диверсифицированные

Как будут развиваться МФО в условиях жесткого регулирования

Рынок микрофинансирования живет в режиме постоянной адаптации: к новым экономическим реалиям, к новым моделям поведения россиян, к постоянно ужесточающемуся регулированию рынка и его расчистке Банком России. Участники рынка ищут новые продуктовые решения, новые сегменты финансового рынка в России и даже исследуют возможности глобального развития. В нынешних условиях шансы на сохранение эффективного бизнеса в легальном поле остаются только у крупнейших игроков.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Концентрация рынка

«В прошлом году рост концентрации портфеля 100 крупнейших МФО составил 1,5 п. п., показатель достиг 86,3%, согласно данным ЦБ РФ. Исторически тренд на консолидацию рынка МФО был запущен с введением первых регуляторных ограничений, когда в 2018 году максимальная дневная процентная ставка была установлена на уровне 2%. С тех пор Банк России инициировал не одно регуляторное ужесточение, сектор успешно преодолел трудности пандемии, санкционное давление и другие стресс-факторы, показав высокую адаптивность крупных финтех-компаний к изменениям. На наш взгляд, рынок продолжит консолидироваться и топ-20 технологичных игроков получат преимущество в борьбе за новые клиентские сегменты, которое будет усилено уходом небольших компаний и перераспределением базы заемщиков. Импульсом к сокращению количества игроков на рынке в этом году станет внедрение нового подхода к формированию резервов, подразумевающего дифференциацию по ПСК»,— говорит гендиректор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Григорий Бурденко.

По оценкам «Эксперт РА», к началу 2025 года реестр МФО могут покинуть порядка 90 компаний. Кроме того, одним из самых чувствительных для рынка вопросов в среднесрочной перспективе остается возможность снижения максимальной процентной ставки до 0,5% в день, что в условиях острой конкуренции за заемщиков с высоким скоринговым баллом приведет к временному снижению маржинальности компаний.

Дальнейшее ужесточение макропруденциальных лимитов, изменения в регулировании, а также планируемые к внедрению требования к информационной безопасности существенно изменят ситуацию, став главным трендом на рынке микрофинансирования, отмечает председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.

«На рынке МФО будет сохраняться тенденция к сокращению количества игроков. Так, 2023 год стал рекордным за последние три года по числу ушедших игроков: из реестра ЦБ РФ были исключены 153 компании. По нашим оценкам, к концу 2024 года в реестре могут остаться 850–900 МФО». Сфера МФО будет и дальше переходить в онлайн, постепенно консолидируясь вокруг крупных технологических компаний за счет наличия у них возможностей продолжать эффективную деятельность. По нашим оценкам, к началу 2025 года примерно 90% займов будут выдаваться онлайн»,— уверен генеральный директор Moneyman Александр Пустовит.

«Мы всегда смотрим в направлении покупки МФО, постоянно ведем переговоры, и как минимум одна компания стабильно фигурирует в статусе анализа на пайплайн. В нашей практике есть пример покупки МФО: МКК «Всегда в плюсе» в 2022 году. Поэтому для покупки мы рассматриваем не только МФО, но и планируем инвестировать в коллекторский бизнес, покупая портфели на баланс коллекторского агентства. Понимаем, что большой объем для этого сегмента не характерен, потому что сами МФО активно работают с клиентами на этапе задержки оплат»,— подтверждает тренд финансовый директор ГК Eqvanta Яков Ромашкин.

Как отмечает коммерческий директор Summit Group Елена Малышева, рынок МФО уже достиг высокого уровня концентрации. Как отмечал регулятор, по итогу первого квартала на 81 крупнейшую компанию (с портфелем от 1 млрд руб.) приходилось 83% от общего портфеля рынка. Параллельно «банковские» клиенты все больше проникают в сегмент независимых МФО. Таким образом, следующим, логичным этапом развития рынка видится именно пересегментация отрасли.

«Впрочем, вряд ли можно говорить о большом потенциале для M&A. Скорее это будут отдельные сделки. Крупные компании, готовые к покупкам, интересуют в первую очередь "ресурсы": либо портфели, либо технологии. Таким образом, круг тех, кто был бы интересен в части продающегося актива, также сильно ограничен»,— сомневается Елена Малышева.

По мнению генерального директора ГК IT Smart Finance Максима Пащенко, учитывая жесткую регуляторную политику Банка России, ждать роста числа МФО точно не стоит — регулятор очевидно намерен продолжать политику расчистки рынка. «Если сделки M&A и будут на рынке, то, вероятно, между средними игроками или между крупными и средними. Чтобы прийти к потребителю даже в удаленные уголки страны, сегодня не требуется физическое отделение, зато требуются качественный и быстрый скоринг, возможность проверять клиента по огромному числу параметров, прогнозировать его финансовую стабильность на длительный срок, учитывая общий тренд на удлинение займов»,— уверен Максим Пащенко.

Продуктовая диверсификация

Преимущество остается за онлайн-каналами: по данным ЦБ РФ, лишь каждый пятый заем в 2023 году выдавался в офисах МФО, признает Григорий Бурденко.

В «Выберу.ру» отмечают, что с начала 2024 года увеличился спрос пользователей на кредитные продукты на 25% к аналогичному периоду прошлого года, при этом наибольший прирост ежемесячного количества посещений демонстрируют среднесрочные займы Installments (около 34% в первом полугодии при сравнении год к году). В 80% случаев пользователи, интересовавшиеся IL-займами, также изучали информацию и о кредитных картах, а каждый четвертый получил предодобренный лимит по потребительскому кредиту в банке.

Комментируя продуктовую диверсификацию в МФО, господин Бурденко отмечает, что у тренда две стороны медали: с одной стороны, разнообразие кредитных продуктов может увеличить их доступность, а возможности финтех-компаний в части персонификации предложений станут базовым требованием к представителям онлайн-кредитования. С другой — нельзя исключать риска того, что ряд игроков найдет в этом возможность компенсировать снижение маржинальности, вызванное регуляторными ограничениями, и начнет продвигать неактуальные для пользователей дополнительные услуги.

По свидетельству Григория Бурденко, прирост выдачи микрофинансов к концу 2024 года составит 18–22%. При этом драйверы трансформации микрофинансового рынка в ближайшей перспективе сохранятся: основными факторами конкурентоспособности компаний будут технологичность, грамотный риск-менеджмент и умение по-настоящему прислушиваться к потребностям клиентов.

Одним из глобальных трендов на рынке МФО в последние месяцы стал переход на более длинные продукты, которые позволяют оптимизировать долговую нагрузку клиентов и, соответственно, укладываться в нормативы ЦБ. Одной из особенностей таких продуктов являются регулярные платежи, что сближает инструмент с банковскими продуктами. «Наша изначальная специализация — PDL-займы. Сейчас мы расширили ее, добавив среднесрочные Installment loans, которые выдаются на большие суммы на более длительный срок. Потенциально этот продукт может быть более востребованным среди предпринимателей — например, чтобы перекрыть небольшой кассовый разрыв. Рассчитываем, что к концу 2024 года на IL будет приходиться до 20% в структуре наших выдач»,— приводит пример гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.

А директор по продуктам Moneyman Анна Панкратова так описывает перспективы развития компании: «С учетом ужесточения регуляторной политики Moneyman планирует наращивать присутствие в сегменте околобанковских продуктов. Также мы планируем развиваться в коллаборации с банком "Свой банк", который входит в периметр финтех-группы IDF Eurasia наряду с Moneyman. Мы заинтересованы в кросс-взаимодействии с банком в части предложения клиентам Moneyman продуктов с кредитным лимитом. Выход на новые географические рынки мы пока не планируем. Российский рынок обладает достаточной емкостью, и еще не все продуктовые сегменты на нем освоены. В нашей стратегии наращивания рентабельности мы помимо увеличения заработка на одном клиенте через повышение LTV ориентируемся и на горизонтальное масштабирование за счет расширения клиентской базы. В рамках этого подхода мы в том числе активно изучаем направление POS-кредитования с последующим развитием кросс-продаж пришедшим таким образом клиентам. На данный момент мы просчитываем целесообразность работы в данном сегменте с учетом присутствия в нем зрелых игроков».

В нашей стратегии развития мы сделали фокус на запуск нового направления в бизнесе, предусматривающего партнерство и совместные проекты с компаниями финансового сектора, где CarMoney выступит как экспортер наработанных технологических решений, получит рост клиентской базы, выдач займов и прибыли, рассказывает генеральный директор ПАО СТГ (бренд CarMoney) Анна Калугина.

Совместно с партнерами CarMoney планирует зарабатывать на более эффективном использовании отказного трафика, аутсорсинге нашей ИТ-архитектуры и использовании всей линейки продуктов, отмечает Анна Калугина.

О перспективах — с осторожностью

На фоне трансформации экономики внутри России и акцента на импортозамещение активно развивается кредитование МСБ, на который все еще с опаской смотрят банки. Лизинг и факторинг не всегда подходит бизнесу для решения текущей задачи, а крауд — инструмент, пока мало изученный самим бизнесом. Но растет ли на этом фоне ниша для МФО по работе с МСБ?!

«МФО уже долгое время кредитуют малый и средний бизнес, позволяя компаниям получать финансирование на развитие. За 2023 год МФО выдали бизнесу 105,4 млрд руб., что на 50% больше, чем годом ранее. При этом в 2023 году этот рост обеспечили в основном негосударственные МФО, у которых нет доступа к льготному фондированию. Рынок МФО будет и дальше двигаться в сторону финансирования микро-, малого и среднего бизнеса. Эту тенденцию мы уже видим на примере маркетплейсов самого разного типа, включая нишевые, где уже есть предложения от МФО, рассчитанные на бизнес»,— отмечает Эльман Мехтиев.

Например, в сегменте автозаймов в последние годы мы видим существенный рост интереса микробизнеса к обеспеченным займам. Доля индивидуальных предпринимателей в общем числе получателей займов под залог автомобиля традиционно высока, а по итогам 2023 года она выросла с 30% до 40%. Займы для микробизнеса являются одним из приоритетных направлений, поскольку это заемщики с более предсказуемым доходом и рисками невозврата, в этом сегменте больше доля повторных клиентов, приводит статистику Анна Калугина.

«Интерес микробизнеса к обеспеченным займам понятен: процедура получения автозайма гораздо проще оформления банковского кредита, не требуется подтверждения дохода, автозаем обеспечен залогом, поэтому ставка по таким займам, как правило, ниже: от 40% годовых. Наконец, есть категория предпринимателей, которые берут автозаймы для рефинансирования существующей задолженности — к примеру, несколько микрозаймов с высокой ставкой можно заменить одним, при этом и ставка, и платеж по такому продукту могут быть ниже в несколько раз, чем в классических займах от МФО»,— поясняет госпожа Калугина.

По поводу перспектив выхода отрасли в сегмент кредитования МСБ высказывается и Яков Ромашкин: «Работа с компаниями малого бизнеса требует иных подходов для МФО в части скоринга, отличных от традиционных, и существенных требований к капиталу. Безусловно, потенциал в части работы с МСБ довольно значителен, и мы активно работаем над изучением данного направления и возможного расширения существующей линейки в ГК Eqvanta в будущем. Коммерческие МФО не имеют доступа к льготному кредитованию, значит, конечному бизнесу займы будут выдаваться под высокие ставки. Далеко не каждый представитель МСБ способен выдержать такие ставки, поэтому сейчас сегмент находится под давлением».

По словам Андрея Пономарева, и его компания к кредитованию МСП относится осторожно и пока не намерена выходить на этот рынок: «Все же здесь действуют принципиально другие законы: в среднем гораздо бОльшие суммы займов, долгий срок оборачиваемости портфеля. Это потребовало бы полной перестройки нашей бизнес-модели, к чему мы пока не готовы».

Полина Трифонова

Вся лента