Нанимай как знаешь
Российские компании испытывают дефицит иностранных рабочих
Спрос на иностранную рабочую силу на российском рынке труда растет, но более половины компаний, которые используют мигрантов, не могут нанять таких работников в достаточном количестве, фиксируют опросы hh.ru и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Обострение борьбы с нелегальной миграцией, ужесточение законодательства и требований к желающим легально трудиться в РФ иностранцам в перспективе будут и далее сокращать в РФ предложение труда. Это может искажать и данные кадрового прогноза правительства, методику которого вчера утвердил Белый дом: учета таких барьеров для притока иностранных работников в ней нет.
Более половины компаний, которые активно нанимают на работу мигрантов, сталкиваются с различными сложностями, следует из опроса hh.ru, схожие выводы можно сделать из данных «трудового» опроса РСПП. Отметим, что мигранты, как уже ранее писал “Ъ”, один из последних ресурсов наполнения дефицитного рынка труда, который сложился в РФ за последние два года (см. “Ъ” от 23 апреля). Сейчас, как показывает опрос hh.ru, в тех компаниях, где нет проблем с трудоустройством трудовых мигрантов, чаще всего трудятся сотрудники из стран СНГ и ЕАЭС (48%), Евросоюза (33%), стран Азии (КНР, КНДР, Вьетнам, Таиланд, Камбоджа и др.; 28%). На страны Африки (ЦАР, Нигерия, Зимбабве и др.) и Ближнего Востока (ОАЭ, Иордания, Израиль и др.) приходится по 10%. Наиболее востребованы рабочие (53%), строители (35%), линейный обслуживающий (25%) и производственный персонал (23%). По данным hh.ru, 53% опрошенных компаний испытывают нехватку привлекаемых из-за рубежа рабочих ресурсов, 46% — в той или иной степени удовлетворены текущими объемами найма мигрантов.
Схожие данные “Ъ” предоставил и РСПП — по оценкам объединения, со сложностями при привлечении иностранных работников столкнулись две трети российских компаний, у которых есть опыт найма трудовых мигрантов.
Основной проблемой для 56% компаний стало отсутствие на рынке труда необходимых специалистов. 38% компаний назвали проблемой то, что претенденты на вакансии не могут сдать экзамен по русскому языку, или короткие сроки его сдачи. Чуть менее пятой части компаний пожаловались на ограничения при использовании иностранных рабочих, введенные органами власти. Такая же доля компаний сообщила, что им мешает запрет на привлечение иностранных работников по требуемой специальности или в сфере деятельности компании в целом.
Ряд специфических проблем существует при найме работников из дальнего зарубежья. В странах Азии российским компаниям сложно находить нужных специалистов (45%), также есть сложности в коммуникациях с диаспорами в целях рекрутинга и с оформлением, с размещением вакансий для иностранных работников (по 36%). Также для стран Азии характерен языковой барьер (45% компаний регулярно сталкиваются с ним). При найме же в странах Африки у российских компаний актуальны все проблемы рекрутинга — у половины опрошенных сложности с оформлением трудовых патентов, подачей квот, поиском нужных специалистов, оформлением и размещением вакансий, коммуникациями с диаспорами в целях рекрутинга.
Отметим, что интерес компаний к работникам из дальних стран — попытка компенсировать сокращение их притока из государств, традиционно заполняющих разрыв на российском рынке рабочей силы.
Так, миграционный приток рабочей силы в Россию после 2022 года так и не смог восстановиться до доковидного уровня — в 2023 году число иностранных трудовых мигрантов на российском рынке труда составило около 3,5 млн человек, что почти на 1 млн ниже допандемийного показателя 2019 года (см. “Ъ” от 28 августа). При этом обострение в последнее время борьбы с нелегальной миграцией, ужесточение законодательства и требований к желающим легально трудиться в РФ иностранцам (см. “Ъ” от 30 сентября) и вызванные этим сложности с наймом иностранной рабочей силы создают дополнительное давление на уже предельно дефицитный рынок труда и могут вносить искажения и в перспективные планы правительства по его регулированию.
Так, вчера Белый дом утвердил методику прогнозирования кадровых потребностей экономики РФ. Для расчетов на пятилетнюю перспективу ведомство предлагает (см. “Ъ” от 19 июня) использовать сведения Росстата, прогнозы и отчеты Минэкономики и результаты ежегодных опросов работодателей. С учетом этих данных Минтруд будет формировать два показателя — общую и замещающую кадровую потребность. Первая будет обозначать численность работников, занятых на рабочих местах и на работах, необходимых для обеспечения «прогнозируемых объемов производства валовой добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда», вторая — это оценка числа работников, необходимых для замены тех, кто постепенно выходит на пенсию, а также для работы на новых рабочих местах. В дальнейшем по замыслу правительства эти данные будут экстраполированы для расчета потребности в конкретных профессиях в различных отраслях экономики отдельно по каждому региону и использованы для определения контрольных цифр приема в вузы. Впрочем, как следует из утвержденного текста методики, Минтруд планирует считать по ней только объем спроса на труд. Риски же дисбаланса на этом рынке, очевидно, зависят и от предложения, важной частью которого является миграционный приток, а учесть «политические» аспекты его динамики «методологическими» средствами вряд ли возможно.