Ханой и Париж поднялись в глазах друг друга
Вьетнам и Франция стали стратегическими партнерами
В копилке Вьетнама, прославившегося своей «бамбуковой дипломатией», предполагающей лавирование между ключевыми мировыми игроками, включая США, Китай и Россию, появилось новое приобретение. На этой неделе страна повысила до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства свои отношения с Францией — первой страной Евросоюза, удостоившейся самого высокого уровня в дипломатической иерархии Ханоя.
Соглашение о повышении отношений Вьетнама и его бывшей метрополии до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства было подписано в понедельник вечером в ходе официального визита вьетнамского президента и генсека компартии страны То Лама во Францию. Это был первый за 22 года официальный визит вьетнамского лидера в Париж. Но главным образом исключительность события подчеркивалась тем, что Франция оказалась единственной страной-членом Евросоюза, которую Ханой решил удостоить статуса всеобъемлющего стратегического партнера.
В честь этого глава Елисейского дворца Эмманюэль Макрон и То Лам опубликовали совместное заявление, в котором заявили о своей «приверженности укреплению двусторонних связей» и пообещали «поддерживать обмены и взаимодействие на высоком уровне по всем каналам между французской администрацией и Коммунистической партией, правительством, Национальным собранием и местными органами власти Вьетнама». Лидеры также условились о более тесном сотрудничестве своих стран в таких областях, как аэрокосмическая промышленность, искусственный интеллект, технологии, транспортная инфраструктура аэропортов, а также возобновляемая и водородная энергетика.
Помимо традиционного в таких случаях экономического компонента, Париж и Ханой уделили особое внимание и оборонным аспектам сотрудничества.
И решили, что в ближайшее время проведут двусторонний диалог по вопросам оборонной стратегии и сотрудничества, обменяются опытом в области предупреждения и контроля преступности, а также будут оказывать друг другу поддержку на глобальных и региональных форумах по безопасности.
Для Франции повышение уровня отношений с Вьетнамом, особенно по части оборонных вопросов, стало определенным подспорьем в реализации ее Индо-Тихоокеанской стратегии. Этот документ, увидевший свет в 2019 году, направлен на защиту стратегических интересов Парижа, включая прежде всего свободу судоходства в регионе, где на французских заморских территориях проживает около 1,65 млн граждан республики. С аналогичной целью, к слову, Франция начала переговоры с Филиппинами о соглашении о взаимном доступе, которое позволит войскам одной страны проводить учения на территории другой. Неспроста в совместном заявлении лидеров Франции и Вьетнама прозвучала мысль о приверженности обеих стран «поддержанию мира, безопасности и стабильности» в Южно-Китайском море.
Для Вьетнама, между тем, повышение статуса отношений с Францией стало новым шагом на пути закрепления на практике многовекторности внешней политики. Ханой давно придерживался тактики углублять отношения с важными региональными и мировыми державами, при этом ни с кем не ссорясь и сохраняя нейтралитет. Такая дипломатия была названа самими вьетнамскими властями «бамбуковой», став метафорическим отсылом к крепким корням и гибким стеблям этого растения.
В последнее время Ханой заметно активизировался на этом направлении. Долгие годы всеобъемлющими стратегическими партнерами страны были всего лишь три государства — Китай (с 2008 года), Россия (с 2012-го) и Индия (с 2016-го). Но около двух лет назад в полку партнеров Вьетнама с этим высшим по меркам дипломатической иерархии статусом стало прибывать. В декабре 2022 года новой страной с таким статусом стала Южная Корея, после чего Вьетнам повысил планку отношений с США, а затем с Японией, Австралией и наконец с Францией.
По сообщениям СМИ, в ближайшее время Ханой готовится сделать своими всеобъемлющими партнерами еще и Индонезию с Сингапуром.
При этом, подняв уровень своих отношений со Штатами и их союзниками, Ханой сумел не испортить отношения и с теми, кого Вашингтон считает своими главными геополитическими соперниками — Китаем, ключевым экономическим партнером Вьетнама, и Россией, крупнейшим поставщиком вооружений и важным партнером в сфере энергетики. Так, через три месяца после визита во Вьетнам главы Белого дома Джо Байдена там в декабре 2023 года побывал и председатель КНР Си Цзиньпин. А в мае нынешнего года Ханой, не поддержавший, вопреки давлению Штатов, антироссийские санкции, принял у себя российского лидера Владимира Путина.