Отдать в надежные руки
Особенности сделок MBO в страховом бизнесе
В последние годы сделки по выкупу менеджментом акций и долей в компаниях (management buy-out, MBO) стали одним из наиболее популярных вариантов выхода для иностранных акционеров, покидающих российский рынок. Особенно это актуально в сфере страхования, где уход иностранных инвесторов сопровождается активными попытками локальных команд сохранить бизнес под своим контролем. Эксперты SEAMLESS Legal — старший партнер Леонид Зубарев, партнеры Арташес Оганов и Максим Бульба — рассуждают об особенностях MBO-сделок в страховом бизнесе, которые, помимо присущих им скорости и простоты, несут в себе немалые коммерческие и налоговые риски.
Будучи удобным и достаточно предсказуемым механизмом выхода, сделки МВО заключаются практически во всех отраслях экономики, включая даже такую зарегулированную сферу, как страхование (за вычетом банковского сектора). И для уходящего иностранного акционера часто бывает предпочтительнее продать актив знакомой и понятной ему команде менеджеров. С одной стороны, они с большей вероятностью сохранят высокие стандарты управления бизнесом, косвенно поддерживая репутацию ушедшей международной группы. С другой стороны, с такими «старыми знакомыми», вероятно, будет проще договориться при потенциальном обратном выкупе бизнеса иностранцами.
Привлекательность МВО-сделок, в том числе в страховом бизнесе, видится в их относительной скорости — не нужно долго искать и проверять покупателя — и простоте — как правило, такие сделки совершаются на основе относительно простых договоров, без сложных механизмов защиты покупателя (включая, например, минимум заверений от продавца, поскольку покупатель сам хорошо знает приобретаемый актив).
В зависимости от типа бизнеса и в отдельных случаях степени уверенности менеджмента в собственных силах выкупаются как миноритарные пакеты акций или долей, так и 100% компаний, поэтому говорить о какой-то закономерности здесь не приходится. В случае со страховыми компаниями относительно большое число МВО-сделок по приобретению менеджментом 100% или мажоритарных пакетов акций или долей объясняется как спецификой страхового бизнеса, так и небольшим количеством российских страховых компаний, принадлежавших иностранным инвесторам, покинувшим рынок за 2022–2024 годы. Желая сохранить бизнес, менеджмент зачастую привлекает стороннего соинвестора с существенными финансовыми ресурсами, но отсутствием опыта в страховании. Это объясняется высокой изначальной стоимостью бизнеса и строгими требованиями регулятора к финансовому положению акционеров страховых компаний и возможности совмещения некоторых должностей со статусом акционера.
Кроме того, структура этих сделок, в отличие от МВО в других отраслях, как правило, не предусматривает опцион на обратный выкуп акций или долей уходящими акционерами. И это оправданно, поскольку независимо от наличия опциона приобретение любого пакета акций свыше 1% иностранным лицом требует согласования Правительственной комиссией, а приобретение пакета свыше 10% акций — также и согласования Банка России; кроме того, отчуждение акций страховой компании в пользу иностранных инвесторов будет подлежать отдельному согласованию Банка России в рамках установленной квоты иностранного участия. То есть наличие опциона будет частично девальвироваться отсутствием полного автоматизма при обратном выкупе: иностранному лицу все равно придется получать регуляторные согласования.
Заинтересованность менеджмента в приобретении локального страхового бизнеса обусловлена, как правило, двумя факторами. Прежде всего это желание приобрести с существенной скидкой и сохранить работающий самостоятельный бизнес (в противовес потенциальной ликвидации или интеграции с другим участником рынка). К тому же приход нового акционера «со стороны», особенно в случае приобретения какого-то существенного пакета акций, неизбежно влияет на стиль управления, стратегию развития компании и состав команды, особенно ее высшего звена; в то время как выкуп акций менеджментом позволяет сохранить независимость и предсказуемость управления компанией и уже сработавшуюся команду без существенных изменений.
В то же время MBO-сделки в отношении страховых компаний являются для менеджмента существенным коммерческим риском. В силу высокой стоимости бизнеса такие сделки крайне редко осуществляются за символическую сумму (в других отраслях часто можно видеть сделки за €1) и, соответственно, требуют значительных вложений со стороны покупателей, а также привлечения заемного финансирования или сторонних инвестиций. Кроме того, менеджмент обязан соответствовать требованиям закона к финансовому состоянию (финансовой устойчивости акционеров), быть готовым поддерживать компанию в случае ухудшения ее финансового положения и несет риски ответственности, сопряженные с владением акциями и осуществлением контроля над страховой компанией.
Налоговая неизбежность
С учетом того что в качестве покупателей или менеджмента выступают физические лица, особую актуальность имеет анализ налоговых последствий совершения сделки.
Так как в силу закона сделки проходят с существенным дисконтом, у покупателей—физических лиц с большой вероятностью будет возникать доход в виде материальной выгоды, полученной при приобретении акций или долей по цене ниже их рыночной стоимости. С 1 января 2025 года такой доход при сделках с долями в ООО будет облагаться НДФЛ; рыночная цена долей будет определяться по стоимости чистых активов общества на последнюю отчетную дату. Ранее аналогичный налогооблагаемый доход возникал только при приобретении акций в АО, однако в отношении такой материальной выгоды до 1 января 2024 года действовал мораторий.
Соответственно, перечень сделок, по которым будет возникать доход в виде материальной выгоды, с начала 2025 года существенно расширяется, и такие изменения безусловно коснутся сделок MBO (в том числе в страховом секторе), цена по которым сильно не дотягивает до рыночной либо вообще составляет символическую сумму. При этом открытым остается вопрос, будет ли иметь значение для определения рыночности цен предельная цена, устанавливаемая Правкомиссией с учетом обязательного дисконта — закон об этом умалчивает.
Согласно последним законодательным изменениям, принятым уже в осеннюю сессию 2024 года, такой доход в виде материальной выгоды будет облагаться по ставкам 13% или 15%, применимым к большинству «пассивных» доходов, и не попадет под общую пятиступенчатую шкалу ставок НДФЛ, вступающую в силу с 1 января 2025 года.
Регуляторные аспекты
С регуляторной точки зрения для осуществления МВО-сделок в страховом бизнесе необходимо анализировать необходимость получения согласований различных госорганов, в том числе разрешения Правкомиссии, согласия Банка России, согласия российских антимонопольных органов.
Так, в случае осуществления сделки по приобретению более чем 1% акций или долей российской страховой компании у «недружественного» иностранного продавца необходимо получить разрешение Правкомиссии. Получение такого разрешение является одним из наиболее ресурсоемких и непредсказуемых этапов сделки, поскольку, во-первых, срок рассмотрения заявления о выдаче разрешений не определен Правилами выдачи Правкомиссией разрешений на осуществление сделок. Cрок рассмотрения может превысить шесть или даже девять месяцев, и хотя бы приблизительно спрогнозировать срок получения разрешения почти невозможно. Во-вторых, в рамках сделки покупателям необходимо уплатить добровольный взнос в бюджет. С октября 2024 года размер платежа в бюджет увеличился до 35% от рыночной стоимости приобретаемой компании, и покупатели несут серьезную финансовую нагрузку в части оплаты такого взноса.
Если по сделке приобретается более 10% акций или долей страховых компаний, необходимо также получение предварительного согласия Банка России. При решении вопроса о выдаче такого согласия важной составляющей является оценка финансового положения и деловой репутации покупателей и акционеров (участников) страховой компании. Для того чтобы избежать получения согласия Банка России, на практике сделка может быть структурирована так, что приобретаемые активы распределяются между несколькими покупателями, в результате чего ни один из них не приобретает больше 10% уставного капитала. Важно учитывать, что регулирование, контроль и надзор за деятельностью страховых компаний осуществляются Банком России и он также активно участвует в процессе согласования сделки на этапе ее рассмотрения Правкомиссией. Соответственно, Банку России известно о сделке и ее особенностях, а условия сделки в любом случае обсуждаются с представителями регулятора.
Необходимость согласования сделки с контрольными ведомствами не ограничена Правкомиссией и Банком России. В некоторых случаях также необходимо получить согласие ФАС России.
Для оценки необходимости одобрения сделки антимонопольным органом стороны должны установить, превышают ли активы страховой компании пороговые значения, установленные правительством РФ. Так, предварительное согласие ФАС России необходимо, если финансовый порог стоимости активов страховой компании превышает 200 млн руб. Финансовые пороги для получения согласия антимонопольного органа на сделки с акциями или долями страховых компаний достаточно невысоки, при этом получение согласия ФАС России на сделку требуется, если количество приобретаемых долей или акций превышает соответственно треть (долей) или 25% (акций).
Получение предварительного согласия ФАС России на сделку направлено на предупреждение возникновения на страховом рынке субъекта, способного его монополизировать. Влияние же МВО-сделок на состояние рыночной конкуренции минимально, поэтому, как правило, при согласовании таких сделок со стороны антимонопольного органа не возникает вопросов, касающихся негативного влияния сделок на состояние конкуренции.
Важно, что согласие ФАС России действует один год, при этом получение разрешения Правкомиссии на осуществление той же сделки в определенных случаях может занять больше времени. Стороны должны быть готовы к тому, что срок действия разрешения ФАС России может истечь до согласования сделки Правкомиссией и придется повторно обращаться в ФАС России.
Согласие Банка России также действует в течение одного года. Однако, как уже отмечалось, Банк России принимает активное участие в рассмотрении сделки наряду с Правкомиссией, поэтому ведомства стараются «синхронизировать» процессы, и разрешение Правкомиссии и согласие Банка России на сделку «выходят» примерно в одно и то же время.