Код в будущее
Как кибербезопасность влияет на репутацию компании
Кибербезопасность становится существенным конкурентным преимуществом для бизнеса в условиях беспрецедентных внешних атак. Об этом говорят последние опросы пользователей и исследования IT-компаний, обнародованные на SOC Forum 2024. Так, 71% пользователей хотели бы знать, как именно компании используют их персональные данные, а более половины боятся, что данные могут быть использованы против них.
Ничего личного
Способность компаний хранить в тайне персональные данные клиента напрямую влияет на потребительское поведение. Россияне стали аккуратнее в вопросах конфиденциальности. Исследование ГК «Солар» говорит о том, что 71% пользователей хотели бы знать, как именно компании используют их персональные данные, а 63% уверены, что их личная информация есть в сети и к ней можно получить доступ. Чуть больше половины участников опроса (51%) боятся, что данные могут быть использованы против них.
Пользователь становится не только более осторожным, но и менее лояльным к ошибкам компаний, которым он доверяет свою информацию. Согласно опросу ГК «Гарда», проведенному в 2024 году среди 500 респондентов, 69% заявили, что не станут пользоваться услугами компании, допустившей утечку их личных данных. В аналогичном исследовании прошлого года эта цифра была меньше — 63%.
Другой опрос показал, что пользователи стали за год значительно активнее реагировать на утечки персональных данных. В частности, с 17% до 21% выросло число тех, кто написал жалобу в компанию, допустившую утечку. С 10% до 17% стало больше тех, кто обратился с жалобой в надзорные органы. В два раза чаще клиенты идут в суд по поводу подобных нарушений их прав (с 2% до 4%).
На этом фоне компании, данные которых не фигурировали в публичных утечках, или же молодой бизнес с пока еще стерильной репутацией выглядят куда привлекательнее для потребителя. И наоборот, неуверенность клиента в защищенности того или иного крупного игрока, допустившего оплошность в ИБ, побуждает с большей опаской относиться к его услугам и по возможности не отдавать ему еще больше своих данных.
Преимущество или золотой стандарт
Запросы клиентов на максимальную защищенность при использовании IT-продукта все чаще становятся определяющими при выборе поставщика. Гендиректор ГК «Солар» Игорь Ляпунов напомнил, что кибербезопасность вошла в топ-10 big arenas — быстро развивающихся отраслей, формирующих глобальную экономику, по данным международного консалтера McKinsey.
«Основные драйверы — атаки хакеров, генеративный ИИ, действия государств в отстаивании своих геополитических интересов и военные конфликты. В этих условиях доверие граждан к цифровым инструментам государства — важная задача, требующая серьезного переосмысления роли информационной безопасности»,— заявил господин Ляпунов на SOC Forum 2024.
Российские компании уже приходят к пониманию, что кибербезопасность — это не обременение для бизнеса, а конкурентное преимущество. Это мнение разделяет гендиректор RED Security Иван Вассунов. «Есть информационная безопасность, направленная на защиту внутренней инфраструктуры,— говорит господин Вассунов.— Она влияет и на выручку, и на приток клиентов. Отсутствие инцидентов позволяет бизнесу быть прогнозируемым. С другой стороны, есть информационная безопасность, которая встраивается в пакет услуг. И есть клиенты, которые уже не хотят разбираться в деталях, им нужно защищенное комплексное предложение. В этом случае кибербезопасность будет конкурентным преимуществом».
Между тем заместитель гендиректора t2, вице-президент «Ростелекома» по продуктам массового сегмента Ирина Лебедева считает, что кибербезопасность не столько конкурентное преимущество, сколько базовая необходимость для компании. «Для нас важно, чтобы кибербезопасность была неким стандартом, конвенцией между телеком-операторами, между банками, между брокерскими конторами, операторами финансовых платформ и так далее»,— пояснила госпожа Лебедева.
По ее мнению, все операторы, объединившись, могли бы создать гораздо более полноценную систему защиты от этой глобальной угрозы. Она также отметила важность предиктивной защиты и необходимость создания безопасной платформы для обмена сигналами между компаниями.
Новые инструменты борьбы
Текущий год стал примером нового взаимодействия властей и бизнеса, всей отрасли кибербезопасности, заявил заместитель председателя правления Сбера Станислав Кузнецов. По его словам, появилось много интересных современных и уникальных разработок в области кибербезопасности. В частности, ФСТЭК сертифицировала около 30 новых продуктов.
В августе текущего года «Ростелеком», Tele2 и ГК «Солар» запустили детскую подписку для родителей дошкольников и школьников младших и средних классов, которая объединяет 16 уникальных цифровых сервисов, обеспечивающих безопасную интернет-среду на мобильных и домашних устройствах. Еще одним новым решением в области кибербезопасности стал сервис по проверке на утечки от центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar Aura — абоненты t2 и «Ростелекома» бесплатно могут проверить, утекли ли их персональные данные в сеть.
Вице-президент—директор департамента ИБ Т-банка Дмитрий Гадарь в своем выступлении на SOC Forum 2024 рассказал об инструментах наступательной кибербезопасности, применяемых в банке. Один из них — «Фабрика роботов» — представляет собой бота, перехватывающего звонки мошенников и удерживающего его на линии максимально долго. По схожему принципу создан проект «Фрод-рулетка». «Мы переадресовываем звонки не на роботов, а на реальных людей—участников проекта,— рассказал господин Гадарь.— Он построен на геймификации: участникам нужно как можно дольше удержать на линии мошенника — это время доходит до 20 минут».