«Сегодня абсолютно понятна важность партнерств»

Как культурные проекты в России могут получить ресурсы для развития

Президентский фонд культурных инициатив за три с половиной года существования стал одним из основных игроков на рынке поддержки творческих команд в России. Генеральный директор фонда Роман Карманов рассказывает о том, как и почему это произошло, делится примерами лучшей практики и деталями, которые позволят творческим командам обеспечить свое развитие необходимыми ресурсами.

Роман Карманов, генеральный директор фонда культурных инициатив (ПФКИ)

Фото: Предоставлено ПФКИ

— Президентскому фонду культурных инициатив (ПФКИ) три с половиной года. Время, достаточное для того, чтобы накопить собственную аналитическую базу. Как сегодня бизнес и индивидуальные предприниматели вовлечены в работу с грантами фонда?

— Я приведу несколько ключевых цифр: за это время на сайте зарегистрировалось 176,3 тыс. команд. Это НКО, муниципальные организации, бизнес и индивидуальные предприниматели. Мы подвели итоги 12 конкурсов и поддержали 8391 проект на общую сумму свыше 31,1 млрд руб., а еще 27,8 млрд руб.— софинансирование поддержанных инициатив. То есть на каждый рубль, вложенный в проект от государства, 0,89 руб.— частные вложения. Отмечу, что никогда ранее в истории страны такие средства на поддержку творческих команд не выделялись. Это беспрецедентное решение президента, и оно позволило креативным людям заявить о себе и получить господдержку через грантовую систему. Все эти годы мы не только распределяем средства среди самых ярких проектов, но и учим команды социокультурному проектированию.

Не только бизнес и индивидуальные предприниматели поддерживают проекты некоммерческого сектора, но и сами активно подают заявки на гранты. Порядка 25% заявок (18 231) в фонд подаются от представителей бизнеса и ИП, поддержка оказана 1831 проекту на сумму 10,2 млрд руб., их собственный вклад — 9,1 млрд руб. Они как поддерживают, так и подают от себя абсолютно разные по своей направленности проекты: наставнические и образовательные, фестивали, премии и форумы, проекты с народно-художественными промыслами и модой, гастрономические, театральные, кинопроекты, инициативы с VR-технологиями, производством игр.

— Привлекают ли авторы творческих и культурных проектов к партнерству бизнес и индивидуальных предпринимателей для реализации своих проектов?

— Сегодня абсолютно понятна важность партнерства с органами власти, общественными и частными организациями, уникальными специалистами, с бизнесом и индивидуальными предпринимателями. Мы видим, что проекты начали создавать коллаборации и между собой. Конечно, принимая заявки на поддержку, любой грантооператор, да и любой инвестор, спрашивает о собственных и привлеченных средствах. И это имеет простое объяснение: автор, готовый вкладывать свои ресурсы в проект, верит в него и будет прикладывать все усилия для его реализации, он горит идеей. Появление партнеров говорит о том, что человек сумел заразить идеей других, а это придает уверенность экспертам и вес проекту. Чем старше, значимее для территории или аудитории проект, чем лучше видно его развитие, тем проще искать партнеров. За несколько лет софинансирование проектов выросло от 74% (первый конкурс 2021 года) до 102% (второй конкурс 2024 года). Под софинансированием мы понимаем как оцифровку собственных ресурсов, так и привлеченные средства, выделение помещений, предоставление оборудования. Значительная часть партнеров — ИП и бизнес.

— Получается, авторы проектов, которые активно привлекают партнеров и показывают это в заявках, имеют больше шансов на победу? Какое софинансирование рекомендуется найти при подаче заявки на грант на культурный проект?

— Любые партнеры, а тем более те, кто поддерживает проект не словом, а делом и в том числе готов вкладывать средства в его развитие, приветствуются. Как я уже говорил, наличие подтвержденных партнеров дает большую уверенность в том, что проект будет успешно реализован. Есть заявки, подающиеся без софинансирования, но это неправильно и шансы на победу резко снижаются. Мы рекомендуем при работе с заявками и проработке проектов показывать не менее 30%, а лучше 50% собственных и партнерских средств в соотношении к финансовому запросу.

— Есть ли в грантовом конкурсе критерий оценки, показывающий партнерство заявителей с другими организациями?

— Да, партнерство с организациями, органами власти, вузами, различными учреждениями, например театром, домом культуры, кинозалом, подтверждение готовности приехать на мероприятия проекта от известных людей — все это заявители указывают в разделе партнерских писем. Это отдельный критерий оценки. В письмах мы просим указывать конкретную помощь. Например, бизнес-организация готова вложить в развитие проекта столько-то денег, предоставить бесплатно сцену или помещение, которые на обычных условиях аренды стоили бы автору определенной суммы. Я неслучайно сказал об этом критерии, потому что эти ресурсы должны быть отражены авторами проекта и в бюджете как привлеченные средства, это как раз софинансирование. Имеет значение все: оцифровка стоимости вашей оргтехники и профессионального оборудования, скидки, предоставленные онлайн-магазином или дизайнером, стоимость работ партнеров, которые для вас согласны оказать услуги безвозмездно. Софинансирование является одним из десяти критериев оценки.

— При поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров» реализует проекты «Музеи и меценаты» и «Лаборатория для творцов и меценатов». Насколько активно в грантовых конкурсах участвует музейное сообщество, авторы выставок и много ли подается заявок, направленных на поддержку музыкантов, связанных с исполнительским искусством?

— Да, оба профсообщества — музейные деятели и музыканты — активно подают заявки. Уже сейчас поддержку получили 457 музейных и выставочных проектов на сумму 1,3 млрд руб. Например, в Перми открыт интерактивный музей северного пчеловодства при производстве с возможностью посещения пасек, лабораторий, цехов, в Москве при поддержке фонда — Музей Российского Красного Креста, в Вологодской области — Дом-музей на малой родине писателя Владимира Тендрякова в селе Шелота. Из проектов, проведенных вне музеев, отмечу выставку-байопик «Цой. Путь героя» и выставку к 100-летию российской анимации «Жить дружно» в Москве, «Первая позиция. Русский балет» в Санкт-Петербурге. С успехом прошла выставка, посвященная Петру I, созданная в жанре иммерсивного спектакля-биографии, ее открытие посетил президент Российской Федерации В. В. Путин.

Что касается музыкальных проектов, то за 12 завершенных конкурсов фонд поддержал 1274 проекта на сумму порядка 8,6 млрд руб. Это наставнические проекты, например школа Ларисы Долиной, фестивали: «Уральская ночь музыки», «Сам.Фест», «Хороша родная», «Дорога на Ялту», «Арсеньев Live», конкурс для оперных исполнителей имени Хиблы Герзмавы. Проекты, выявляющие новые имена,— «АвторА» для авторов песен, «Нашествие. Молодые ветра» для групп и исполнителей, «Родники» Олега Газманова и др.

— Можно ли привести примеры, когда грант помог масштабировать или возродить совместный проект бизнеса и НКО или, наоборот, когда проект НКО по гранту ПФКИ получил новое развитие именно после подключения бизнеса?

— Конечно, примеры есть. Мы чаще всего узнаем такие подробности о проектах от их авторов при личном общении — во время мероприятий, интервью или наших визитов в регионы, такие примеры приходят из проектных офисов (они работают в 20 регионах страны) и представительств фонда, сейчас их два — в Красноярске и Хабаровске, последний открыт 22 ноября.

Из примеров: возрожден музыкальный фестиваль «Воздух Карелии», из-за финансовых трудностей проект был закрыт, но теперь уже второй год снова собирает музыкантов и зрителей на одной площадке. Грант был последней надеждой у команды музея «Дом винтажной музыки» в Москве: богатейшая частная коллекция редких проигрывателей и пластинок могла быть вывезена за рубеж, потому что средств на ремонт и открытие арт-пространства не было, теперь это музей с самой большой в мире коллекцией, место для творческих вечеров и кафе. Авторы продали квартиру и вложили почти все средства в мастерскую елочной игрушки «Рождественское яблоко» в Новгородской области, грант помог благоустроить мастерскую, закупить материалы, сделать ремонт и создать зону для мастер-классов, обеспечить запуск работы. Мастерская активно развивается, запускаются новые направления, мы следим за их успехами. Отмечу, что это тот случай, когда команда взяла один грант, запустила проект и дальше работает самостоятельно.

Личные накопления были вложены в покупку и восстановление объекта регионального культурного наследия — дома и сада-дендрария Ракицкого в Тарусе. Когда автор однажды сказала, что готова приостановить проект, потому что средств для дальнейшего восстановления нет, ей рассказали о ПФКИ и посоветовали подать заявку. Теперь это точка притяжения и место постоянного проведения мероприятий, настоящий подарок для туристов, но в первую очередь для жителей Калужской области.

Выставка-байопик «Цой. Путь героя» после получения гранта президента приобрела множество партнеров, в том числе из бизнес-среды, билетных операторов, с которыми до этого авторам было сложно договориться.

— Есть ли задача у фонда «доращивать» партнерство бизнеса и НКО/учреждений в культурной сфере, чтобы в дальнейшем ему не требовалось софинансировать такие проекты, а бизнес и НКО целиком брали их на себя?

— Во-первых, важно отметить налаженное партнерство фонда с центрами поддержки малого бизнеса «Мой бизнес» и Министерством экономического развития. Мы провели несколько всероссийских вебинаров и очных встреч, приглашаем предпринимателей и бизнесменов по линии «Моего бизнеса» на очные встречи в регионах. Коллеги активно поддерживают наши заявочные кампании: по всей стране в центрах поддержки предпринимателей в период заявочных кампаний — информация о конкурсе, за что отдельное спасибо коллегам. Мы активно выходим на диалог с бизнесом, в том числе стараемся общаться с профсообществами: разработчиками игр, дизайнерами, владельцами частных музеев и театров, галерей. Говоря о развитии проектов и наращивании ими партнерской сети, нужно отметить, что фонд работает в первую очередь на выявление новых интересных, масштабных и важных проектов, помогает их запускать и развить на первых этапах. Поддерживать постоянно, из года в год одни и те же события мы не можем, системная поддержка — в ведении других учреждений и программ. Получение гранта всегда упрощает реализацию проекта, поэтому в этот период можно и нужно наращивать партнерскую сеть, создавать взаимовыгодные проекты, искать точки соприкосновения, выходить на системную поддержку региональных органов власти и бизнеса, чтобы проект стал ежегодным или работал на постоянной основе. Старт новой волны конкурса ПФКИ — 17 декабря, все подробности будут на сайте и в социальных сетях фонда.

Вся лента