Мирный атом на страже здоровья

Как «Росатом» внедряет в России лечение радиофармпрепаратами

Радиофармацевтическая продукция «Росатома» поставляется более чем в 200 клиник в России и ЕАЭС. Технологии ядерной медицины на основе изотопов широко применяются в онкологии, кардиологии и неврологии. Ежегодно с их использованием на планете проводится более 30 млн процедур.

Самая широкая номенклатура

Фото: Предоставлено пресс-службой Росатома

Наша страна входит в пятерку крупнейших производителей и экспортеров изотопной продукции, а по ее номенклатуре является абсолютным лидером. Ведущую роль играет госкорпорация «Росатом».

В контуре госкорпорации «Росатом» около 30% мирового парка реакторов, задействованных в наработке изотопной продукции в промышленных масштабах. «Росатом» поставляет изотопную продукцию в десятки стран Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и другие регионы. Большое внимание уделяется развитию сотрудничества со странами СНГ и БРИКС.

Радиофармацевтическая продукция поставляется приблизительно в 200 клиник в РФ и ЕАЭС. Это прежде всего традиционная и наиболее широко применяемая продукция в виде генераторов технеция-99m (Tc-99m) для производства диагностических радиофармацевтических лекарственных препаратов (РФЛП), РФЛП на основе йода-131 (I-131) для диагностики и терапии, а также поставляются прекурсоры для терапевтических РФЛП на основе лютеция-177 (Lu-177), Ac-225 и других изотопов.

«"Росатом" сегодня флагман развития ядерной медицины в нашей стране. Мы имеем собственную современную научную и технологическую базу для выпуска востребованной на российском и зарубежном рынках изотопной продукции, наращиваем компетенции в области производства готовых радиофармацевтических препаратов и медицинских изделий для борьбы с тяжелыми болезнями, в том числе онкологическими. Сегодня компетенции по данным направлениям объединены в одной вертикали управления. В Научном дивизионе "Росатома" находятся отраслевой интегратор в области оборота и продвижения изотопной продукции предприятий госкорпорации АО «В/О "Изотоп"», научные институты, которые выпускают изотопную продукцию: АО "НИФХИ им. Л. Я. Карпова", АО ГНЦ НИИАР, АО ИРМ, АО ГНЦ РФ-ФЭИ, АО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина"»,— говорит генеральный директор АО «Росатом Наука» –– управляющей компании Научного дивизиона «Росатома» — Павел Зайцев.

Номенклатура радионуклидов, применяемых в работе ученых в мировых масштабах, включает более 300 изотопов. Ассортимент изотопной продукции, широко применяемой в науке, промышленности и медицине, насчитывает более 400 позиций: это различные формы продукции в виде сырьевых материалов или готовых изделий. В стоимостном выражении более 60% радиоизотопной продукции основано на изотопах, наработанных реакторными методами, более 30% — на ускорителях/циклотронах.

Самое активно развивающееся направление изотопной продукции — это РФПЛ, которые применяются как в диагностике, так и в терапии широкого спектра заболеваний по таким направлениям, как онкология, кардиология, неврология, ортопедия и другие. Пациентам их вводят внутривенно либо перорально: в форме растворов или капсул, которые просто нужно запить водой.

При производстве РФЛП нового поколения радиоизотопы соединяют со специально подобранными таргетными молекулами, которые способны связываться с конкретными структурами раковых клеток. Так обеспечивается доставка изотопов в строго определенные органы или ткани. На этом механизме основаны таргетная радионуклидная терапия и диагностика.

Совместное творчество

В научных институтах «Росатома» постоянно ведутся разработки новых препаратов. Так, РФЛП на основе Lu-177 в ноябре 2023 года впервые успешно применили в терапии рака предстательной железы, а в марте 2024 года — для лечения нейроэндокринных опухолей поджелудочной железы.

РФЛП разработали при участии специалистов АО ГНЦ НИИАР (предприятие входит в Научный дивизион «Росатома»), медицинские исследования проводились в Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии (ФНКЦРиО) ФМБА России в Димитровграде.

«Препарат прошел все этапы контроля качества. Сама процедура лечения прошла успешно: ни у кого из пациентов не возникло побочных реакций. Он вводится внутривенно при условии отсутствия персональных противопоказаний у пациента. Такая процедура проводится один раз в два месяца. Наши пациенты прошли первый курс лечения, и у всех наблюдается положительная динамика — снижение уровня белка ПСА, они чувствуют себя хорошо»,— рассказал начальник Центра ядерной медицины—врач-радиолог ФНКЦРиО ФМБА России Петр Сычев.

Сырьевой материал Lu-177 без носителя производится в АО ГНЦ НИИАР с использованием радиохимической технологии, разработанной также сотрудниками предприятия. В этом году патент на это изобретение стал победителем профильного конкурса Роспатента среди 170 участников.

Перспективный радионуклид поставляется этим институтом также в Медицинский радиологический научный центр им. А. Ф. Цыба, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Блохина, Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А. М. Гранова.

Крупнейшим предприятием Госкорпорации «Росатом», поставляющим Lu-177 с носителем, является АО ИРМ. На протяжении многих лет поставки данного изотопа на мировой рынок позволяли занимать долю около 30%. РФЛП на его основе прежде всего используются для терапии нейроэндокринных опухолей. Также в ряде стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки есть успешный опыт применения Lu-177 с носителем для лечения пациентов с раком предстательной железы. В России РФЛП на основе лютеция с носителем впервые несколько медучреждений применили в 2024 году.

Инновационные разработки российских атомщиков и медиков обеспечивают доступ пациентов к жизненно важному лечению и независимость российских учреждений здравоохранения от зарубежных поставок. Актиний-225 (Ас-225), Lu-177, радий-223 (Ra-223) относятся к числу наиболее перспективных радионуклидов, служащих основой для производства инновационных радиофармацевтических препаратов. Такие препараты демонстрируют высокую эффективность в адресной терапии целого ряда онкологических заболеваний.

Такой импорт нам не нужен

Фото: Предоставлено пресс-службой Росатома

Выглядит достаточно парадоксально, но еще три года назад существенную часть потребляемых РФЛП в России составляли импортные продукты. «Росатом» в кратчайшие сроки обеспечил импортозамещение отдельных видов изотопной продукции, поставлявшихся в страну из-за рубежа. Так, к 2023 году были полностью замещены поставки французского и польского генераторов Tc-99m, а также польского I-131. На сегодняшний день основной импортируемый препарат –– Xofigo производства немецкой компании Bayer на основе изотопа радия хлорида-223 (223Ra).

«Не так давно мы начали поставлять в российские клиники препарат на основе Ra-223. Он считается единственным действенным препаратом для лечения костных метастазов при метастатическом кастрационно-резистентном раке предстательной железы. Это препарат нового поколения, который уже подтвердил свою эффективность в ведущих онкологических центрах Москвы, Санкт-Петербурга и Димитровграда. Как видите, постепенно мы решаем вопрос зависимости от дорогих зарубежных препаратов, в том числе от ранее упомянутого Xofigo. Нам также удалось существенно увеличить мощности производства перспективного препарата на основе Ас-225. В этом большая заслуга специалистов наших институтов ГНЦ РФ — ФЭИ в Обнинске и ГНЦ НИИАР в Димитровграде. Этот изотоп вызывает разрыв ДНК раковых клеток, не вредя здоровым тканям. От препаратов с таким мощным направленным воздействием ждут революции в медицине, особенно там, где бессильны химиотерапия и оперативное вмешательство. Это будущее ядерной медицины»,— отмечает Павел Зайцев.

В 2022 году при участии «Росатома» разработан отечественный радиофармпрепарат на основе Ra-223. «Предпосылкой к совместной работе с коллегами из ФНКЦРиО ФМБА России стала высокая востребованность радионуклидной терапии у пациентов с тяжелыми формами онкологических заболеваний. На базе димитровградского медицинского центра только за 2021 год было проведено более 500 циклов системной радионуклидной терапии метастазов в кости, из них до 70% — зарубежным препаратом. В 2022 году санкционные ограничения в отношении России, в результате которых возникли значительные проблемы с поставками радиофармпрепарата, только подтвердили важность и актуальность развития этой научно-исследовательской работы»,— заявил директор АО ГНЦ НИИАР Александр Тузов.

Препарат избирательно накапливается на участке костных тканей, пораженных опухолевым процессом. «Лечение радием показано пациентам с кастрационно-резистентным раком предстательной железы и наличием метастазов в костной ткани. Основная цель данной терапии — остановить рост метастазов, уменьшить болевой синдром, снизить потребность пациента в анальгетиках, а также увеличить выживаемость и улучшить состояние пациента»,— рассказала заведующий отделением радионуклидной терапии ФНКЦРиО ФМБА России Юлия Кайдаш.

Совсем недавно зарегистрировано еще несколько отечественных инновационных препаратов на основе радионуклида Ra-223. Ожидается, что доля отечественных препаратов на рынке России составит не менее 80%.

«В результате сегодня доля отечественной радионуклидной продукции, поставляемой в российские клиники, по ряду препаратов (Tc-99m) уже составляет 100%. По ряду позиций сегодня идет активное импортозамещение»,— отметил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам АО «В/О "Изотоп"» Антон Шаргин.

Медицина оценила

Современные высокоточные методы диагностики и лечения с использованием радиофармацевтических препаратов обеспечивают максимальный охват клеток патологических очагов, что позволяет эффективно лечить даже тех пациентов, у которых имеются неоперабельные опухоли или метастазы. Для ряда пациентов эти методы являются единственным решением, позволяющим притормозить рост патологических клеток, улучшить качество жизни. Препараты, которые используются уже много лет, на основе I-131 позволяют добиться полного излечения. Препараты нового поколения претендуют на такие цели, на исследованиях появляется все больше и больше разработок.

Излучение диагностических РФЛП улавливается специальным медицинским оборудованием — однофотонным эмиссионным компьютерным томографом или позитронно-эмиссионным томографом. Поскольку препараты накапливаются в определенных клетках, получается детальная визуализация на клеточном уровне. Высокоточная диагностика — это основа эффективного лечения.

Ключевое отличие радиофармацевтического препарата от фармацевтического в том, что в состав препарата входит изотоп с ионизирующим излучением, способный либо подсветить клетку, либо обеспечить ее уничтожение. Это филигранное воздействие на клетку практически без затрагивания здоровых, живых тканей.

Современные радиофармацевтические технологии охватывают практически все нозологии, обеспечивают диагностику и лечение заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой, костными тканями, внутренними органами, головным мозгом, костным мозгом, лимфатической системой и др.

Более 90% зарегистрированных в России радиофармпрепаратов для диагностики (включая холодные наборы) и терапии — отечественного производства. Изотопную продукцию в общей сложности нарабатывают 14 площадок «Росатома». Среди ключевых предприятий Научного дивизиона госкорпорации «Росатом» — АО ГНЦ НИИАР, АО ИРМ, АО «НИФХИ им. Л. Я. Карпова», АО ГНЦ РФ — ФЭИ, АО «Радиевый институт им. В. Г. Хлопина». В наработке изотопной продукции участвуют и другие предприятия дивизионов "Росатома".

Производство РФЛП в контуре госкорпорации ведется на двух основных площадках — АО «НИФХИ им. Л. Я. Карпова» и АО «Радиевый институт им. В. Г. Хлопина».

Отдельно стоит отметить и то, что российские предприятия планомерно расширяют промышленную наработку медицинских радиоизотопов, осваивая производство новых видов продукции и вовлекая в производственную цепочку в том числе энергетические реакторы. Так, на Смоленской АЭС и Курской АЭС, где пока нарабатывается только кобальт-60 (60Co), готовятся наладить производство сразу пяти важных для медицины нуклидов: самария-153 (153 Sm), йода-125 (I-153), йода-131 (I-131), молибдена-99 (99 Мо) и лютеция-177 (Lu-177). Большой опыт наработки медицинских изотопов есть на Ленинградской АЭС.

«Процесс производства изотопов на реакторах РБМК абсолютно безопасен и не нарушает процесс производства электроэнергии. Производить радиоактивные изотопы без влияния на экономические показатели выработки электрической и тепловой энергии позволяют конструктивные особенности реакторов, наличие облучательных каналов, ядерно-физические характеристики активной зоны», – пояснил Артур Миськов, руководитель проектного офиса по развитию изотопного бизнеса «Росэнергоатома». Изотопные технологии в России — это пример, когда все необходимые фундаментальные решения — отечественные. Требуемые доработки касаются прежде всего задач, связанных с развитием инфраструктуры — как на уровне производства по международным стандартам, так и на уровне потребления, то есть внедрения в медицинские учреждения необходимого оборудования, подготовки специалистов, популяризации технологий и т. д.

«Сегодня "Росатом"— одна из немногих компаний, консолидирующая необходимые компетенции по всей цепочке: от стартовых изотопов до радиофармпрепаратов»,— подчеркнул генеральный директор АО «В/О "Изотоп"» Максим Кушнарев.

Будущее предопределено

Фото: Предоставлено пресс-службой Росатома

На площадке НИФХИ им. Л. Я. Карпова «Росатом» реализует свой проект в сфере здравоохранения — строительство завода РФЛП. Он признан важным для обеспечения лекарственной безопасности страны. На технологических линиях завода будет выпускаться широкая линейка радионуклидной и радиофармацевтической продукции. Таким образом, номенклатура российского производства расширится более чем в 2,5 раза и полностью удовлетворит потребности врачей и пациентов в стране.

Завод будет построен по стандартам GMP (надлежащая производственная практика) и позволит полностью удовлетворить потребности российских врачей и пациентов в радиофармацевтических препаратах.

Специалисты ядерной медицины будут применять продукцию предприятия для лечения нейроэндокринных опухолей, рака предстательной железы, рака молочной железы, миелоидных заболеваний костных тканей и многих других нозологий.

«Несмотря на существенный прогресс в области развития технологий ядерной медицины, мы не собираемся останавливаться на достигнутых результатах. Понимаем, что потребность российского рынка, прежде всего людей, нуждающихся в лечении с помощью РФП, остается очень высокой. Сейчас мы нацелены реализовать полную цепочку оказания медицинской помощи с использованием ядерных технологий: будем увеличивать количество уже выпускаемых РФЛП и расширять номенклатуру, разрабатывать медицинскую технику и оборудование, комплектующие для них. Продолжим также развивать сотрудничество в области ядерной медицины с дружественными странами»,— заключил Павел Зайцев.

Анна Королева

Вся лента