В книжные магазины заглянул кризис
Как отрасль справляется с падением спроса и конкуренцией с маркетплейсами
За год в России закрылось свыше 200 книжных магазинов. Основные причины — демпинг со стороны маркетплейсов, затраты на аренду помещения и зарплату сотрудникам. Таким образом, темпы сворачивания офлайн-сегмента выросли в 2,5 раза, посчитали в Ассоциации книгораспространителей. В прошлом году точек, которые завершили работу, было чуть больше 80.
По некоторым позициям издательства и книжные магазины пересматривают цены, чтобы соответствовать интернет-площадкам, говорит президент Ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина: «Падает рентабельность бизнеса, сегодня для книжных магазинов очень сложная экономика, растут операционные расходы на логистику, аренду, на персонал. И если мы посмотрим на лист-продаж, выручка остается на уровне прошлого года, а в экземплярах падение продолжается, сейчас оно составляет почти 8%.
Падает трафик, мы считаем не просто пришедших в книжный магазин, но и купивших книгу. Приходят, смотрят книги, как витрину, выбирают, а потом заказывают на маркетплейсах, потому что цена имеет принципиальное значение для покупки. Второй год подряд в рамках Ассоциации мы инициировали проект с издателями, когда на ряд товаров снижается цена, и она максимально приближена к цене на маркетплейсах».
Книжная сеть «Читай город — Буквоед» в начале ноября договорилась с издательством «Эксмо-АСТ» и группой «Альпина» о снижении цен на новинки. По сравнению с прошлым годом показатели стали меньше на 20%. Вместе с тем в 2024-м закрылось 18 магазинов «Читай город», а открылось всего 12. В основном под сокращение пошли точки с низкой проходимостью, отмечает ведущий пиар-менеджер федеральной книжной сети Полина Маннанова: «Что касается закрытия, это меньше, чем в 2023-м, тогда было закрыто 26 точек. Это магазины в городах, где мы представлены достаточно широко, но это маленькие магазины в непроходных локациях. Сейчас вместо них мы открываем магазины в топовых локациях с большим оборотом, которые по годовой выручке сопоставимы с закрытыми.
При этом еще мы сконцентрированы на открытии точек в местах притяжения трафика, в том числе в небольших городах, где мы еще не представлены. Также планируется открытие в крупнейших торговых центрах. В Москве будут открыты магазины нового формата в "Авиапарке" и "Афимолле", с новым дизайном и оборудованием. Нам представляется, что такие объекты как "Авиапарк" дают выручку, сопоставимую с пятью закрытыми магазинами».
От привычных форматов книжные магазины начали отходить еще в начале двухтысячных. В точках реализации появлялись кафе, детские комнаты, кино- и театральные залы. Этот синтез позволял увеличивать продажи на треть. Еще один тренд, который позволяет укреплять отрасль, это сотрудничество игроков рынка. Например, издательства «Чтиво» и «Все свободны» в течение года запустят совместный книжный магазин в Санкт-Петербурге.
Преимущество в конкуренции с маркетплейсами будет обеспечено за счет другой целевой аудитории, считает шеф-редактор независимого издательства «Чтиво» Сергей Дедович: «Прямо сейчас вместе с основательницей "Все свободны" Любовью Беляцкой наше издательство "Чтиво" инициирует запуск нового книжного магазина, который будет специализироваться на книгах независимых издательств, их уже достаточно много. Мы ведем поиск партнеров, собираем больше инвесторов. Что касается конкуренции с маркетплейсами, это очень разные сферы, потому что определенная культура и стиль жизни людей, которые читают книги независимых издательств, это совсем другое, нежели культура потребления тех, кто пользуется маркетплейсами».
По данным Ассоциации книгораспространителей, в ноябре в России работало свыше 2,4 тыс. книжных магазинов. В качестве одной из мер поддержки Ассоциация предложила включить покупку книг в программу «Пушкинская карта».
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".