Европа, то включающая, то отторгающая Россию, в последние полвека настолько уверовала во всемогущество сочетания демократии и рынка, что утратила ряд важнейших элементов, делавших ее Европой. Художник, писатель и философ Максим Кантор оценивает глубину пропасти, на краю которой, по его мнению, находится европейская цивилизация, но видит шанс на новое христианско-демократические и республиканское Возрождение в той же вечной рефлексии, благодаря которой Европа вновь, как много раз в прошлом, оказалась перед лицом коллапса.
Художник, писатель и философ Максим Кантор
Фото: Личный архив Максима Кантора
Оноре Домье. «Баланс сил». 1866. Литография создана в год недолгого европейского покоя. Крымская война с Россией выиграна, а франко-прусская начнется через четыре года
Фото: ТАСС
Теодор Жерико. «Плот Медузы». 1819. Жерико создал реквием наполеоновской империи, поверженной союзными войсками. Плот, затерянный среди Атлантики, легко соотнести с островом Св. Елены
Фото: Wikimedia
Питер Брейгель Старший. «Вавилонская башня». 1563. Недостроенная громада, напоминающая Колизей,— аллегория империи Габсбургов. Царь Нимрод на первом плане имеет некое сходство с Карлом V
Фото: Wikimedia
Оноре Домье. «Первое апреля. Эй, народ!». 1835. Изображены реформы Июльской монархии Луи-Филиппа 1832–1835 годов, последовавшие после подавления протестов. Легко узнать самого «короля-грушу» и «левого» парламентария, журналиста Тьера, автора реформ
Фото: Оноре Домье
Франсиско Гойя. «Поединок на дубинах». 1829. Гойя пишет перманентную войну всех со всеми: наполеоновское нашествие на Испанию закончилось бесславно, испанский монарх Фердинанд VII, изгнанный французами, вернулся, но подавил инакомыслие, конституция отменена, восстание Риэго подавлено
Фото: Museo del Prado
Андреа Мантенья. «Цезарь на триумфальной колеснице». Из цикла «Триумфы», 1486–1505. Соперничающие маркизаты, республики и синьории Италии мечтают об имперском единстве
Фото: Hampton Court Palace
Оноре Домье. «Всеобщее избирательное право». 1870. Революция 1830 года была по сути не республиканской, несмотря на антураж, а вела к смене одной ветви Бурбонов на другую. Управляемый коррумпированный парламент Июльской монархии Домье изображал не раз
Фото: Bibliotheque nationale de France
Ханс Гольбейн Младший. «Портрет Георга Гисце». 1532. Гольбейн прославлен как автор портретов гуманистов, но в основном писал купцов и коммерсантов, а также двор короля Генриха VIII
Фото: Getty Images
Мариус ван Реймерсвале. «Меняла и его жена». 1539. Северный реформаторский Ренессанс в соответствии с протестантсткой этикой ввел ростовщиков в число героев картин
Фото: Museo del Prado
Оноре Домье. «Суфлер». 1870. В роли депутата, говорящего от имени масс, изображен все тот же демократ Тьер. Сейчас он призывает к войне, а после поражения при Седане и пленения Наполеона III возглавит республику и расстреляет Парижскую коммуну
Фото: Bibliotheque nationale de France
Джорджоне. «Три философа». 1505–1509. Иудейский талмудист, мусульманский мудрец и ренессансный христианин здесь изображены как волхвы, знаменующие появление мессии
Фото: KHM-Museumsverband
Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Написанная по поводу бомбардировки баскского города легионом «Кондор», картина изображает проигранную корриду, торжество природных сил над человеком
Фото: AP
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Наполеон на императорском троне». 1806. Империя, возникшая из республики, еще не предвещает мировой войны
Фото: Wikimedia
Круг Николя Фромана. «Алтарь Перусси». 1480. Одно из нечастых изображений поклонения пустому кресту
Фото: The Metropolitan Museum of Art
Казимир Малевич. «Черный супрематический квадрат». 1915. Термин «супрематизм» обозначает «наивысший»
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Йозеф Геббельс на выставке дегенеративного искусства в Берлине, 1938 год. Фотография предоставлена Sueddeutsche Zeitung Photo
Фото: German Federal Archives
Адольф Гитлер и посол Франции Андре Франсуа-Понсе (второй справа) на выставке французского искусства в Берлине, 1937 год
Фото: Heinrich Hoffmann
Герхард Рихтер. 4900 цветов (фрагмент). 2007 год
Фото: Courtesy of the artist and Fondation Louis Vuitton / Gerhard Richter
Фото: AP