Как «бумажная архитектура» пыталась вырваться из утопии
«Бумажная архитектура» — это порядка 20 архитекторов, безусловно самых талантливых в своем поколении, поскольку в тот момент сама мера таланта в России определялась этим участием: если у тебя есть концептуальный бумажный проект, значит, ты чего-то стоишь, если нет — извини. Все это происходит в 1980-е годы, самое неутопическое время ХХ века. Расцвет постмодернизма, во многом — по крайней мере в архитектуре — строившего себя на деконструкции утопизма вообще и духа 1968 года в особенности. Утопия осознана как ошибка и отменена, будущее переведено в состояние вечно длящегося настоящего. На этом фоне за 10 лет — примерно 300 бумажных проектов. Массовое утопическое движение.
Александр Бродский и Илья Уткин. «Стеклянная башня»,
1984–1990
Фото: Александр Бродский, Илья Уткин
Юрий Аввакумов. «Русская Утопия: Депозитарий», 1996
Фото: Юрий Аввакумов
Михаил Филиппов. Проект для конкурса «Стиль 2001 года»,
1984
Фото: Михаил Филиппов
Михаил Белов. «Марсельский блок», 1985
Фото: Committee on Architecture and Design Funds
Александр Бродский и Илья Уткин. «Монумент 2000 году»,
1990