20 января Императорское Российское Автомобильное Общество устроило состязания автосаней на Невке у помещения яхт-клуба. Собственно, автосанями был только Mercedes с гусеничным движителем Кегресса, остальные являлись аэросанями, приводимыми в движение пропеллером - конструкции Игоря Сикорского, Юлия Меллера и Бертрана де Лессепса. Лучшими признали сани Кегресса и де Лессепса - оба получили от ИРАО по золотому жетону на память.
17 февраля в газете "Вечернее время" вышла заметка о том, что на Английской набережной в Ницце автомобиль, принадлежащий господину Нарышкину, налетел на тротуар и ранил четырех прохожих, один из которых умер на следующий день. Как писала газета, "в момент катастрофы автомобилем управляла г-жа Lina Chanchieff, 24 лет. После допроса Нарышкин и его спутница были арестованы". Девушка оказалась Ниной Линдер, урожденной Шаншиевой - ее и Нарышкина суд приговорил к четырем месяцам тюремного заключения за непреднамеренное убийство.
19 февраля Русско-Балтийский завод посетил штабс-капитан Тапилин, осмотревший 39 "Руссо-Балтов" для Военного министерства по наряду N21594 от 20 ноября 1912 года. В рапорте Тапилин отметил, что "все предъявленные мне к осмотру легковые автомобили были вполне готовы к отправлению в Петербург для сдачи в Роту и исполнены согласно технических условий на их поставку". В тот же день на заводе был сделан и этот снимок.
24 марта газета "Русское слово" писала о лишенном сана сызранском иеромонахе Власии: "Кажется, самым любимым занятием смиренного инока была бешенная езда на собственных лошадях и автомобиле". По синодскому указу Власию предписывалось перевестись в Савво-Вишерский монастырь в Новгородской губернии. Как сообщала газета, "в ответ на требование настоятеля явиться для выслушания синодского указа о. Власий сказался больным".
30 марта в Одессе открылся II Автомобильный салон. Среди участников преобладали иностранные марки: Benz, Opel, Lloyd, Berliet, Dixi, Windgof, Studebaker, Puch, NAG, Laurin&Klement, Commer-Car, Rambler, Fiat, Adler, Hupmobile, White и Hudson. Из отечественных - только "Руссо-Балт", его продажами в Одессе решил заняться барон с "автомобильной фамилией" Александр Александрович Рено, представивший на стенде ландоле и "торпедо" тип К12/20. Салон был открыт до 11 апреля.
1 апреля в Санкт-Петербурге началась ежегодная "перемена номеров". По установленному порядку номера до революции совмещали в себе как регистрацию автомобиля, так и функцию талона техосмотра, и имели годичный срок действия. Ежегодно номера меняли форму и цвет. Так "жестянки", выданные санкт-петербургским автовладельцам в 1913 году, были овальными.
5 мая в Михайловском манеже открылась IV Международная автомобильная выставка. После молебна почетный президент выставки председатель Совета министров Владимир Николаевич Коковцов торжественно объявил ее открытой и провозгласил тост за здоровье государя императора. После Коковцов подал патриотический пример и сфотографировался на стенде Русско-Балтийского вагонного завода рядом с двухместным спортивным "Руссо-Балтом" К 12/24.
7 мая в ресторане "Контан" состоялся банкет по случаю 10-летнего юбилея Императорского Российского Автомобильного Общества. Среди приглашенных был и немецкий инженер Август Хорьх, описавший его в своих мемуарах: "Стол казался полностью черным от обилия икры, потом одно за другим подали шесть блюд, поражающих своими размерами. Трапеза длилась с восьми часов вечера и до часа ночи, а после наступил черед обильному возлиянию".
9 мая на Ходынском поле в Москве финишировал "звездный пробег", организованный Первым Русским Автомобильным Клубом. Победителем пробега стал Федор Федорович Суручан, стартовавший на "Бенце" из Кишинева - ему был вручен золотой кубок стоимостью 1500 рублей. Всего до финиша добрались 36 участников, как автомобилистов, так и мотоциклистов, из 48 записавшихся на старт. Кстати, названия иностранных макарон тогда писали кириллицей.
14 мая Санкт-Петербургский автомобиль-клуб провел на Волхонском шоссе традиционную верстовую гонку со стартом с хода. Гонщик Хернер на автомобиле "Бенц" установил всероссийский рекорд скорости, пройдя версту за 19 секунд - это 202 км/ч. Сейчас мы считаем лучшими шины иностранного производства, но в 1913 году Хернер ставил рекорд на русских покрышках "Треугольник", составлявших серьезную конкуренцию Continental, Michelin и Dunlop.
15 мая выставку посетил Николай II, оставивший в своем дневнике такую запись: "С утра погода испортилась. В 10 час. поехал в Петербург и посетил автомобильную выставку в Михайловском манеже. Более 140 различных фирм прислали свои машины. Вернулся в Царское Село в 1 1/4". Русский царь удивил иностранных участников простотой в общении, а также тем, что внимательно осмотрел целиком всю экспозицию, включая специализированный транспорт и грузовики.
26 мая состоялась первая в России гонка по кругу с трассой в 200 верст с пунктом контроля в Красном Селе. Фактическим лидером стал Иван Иванов на "Русско-Балтийском", но из-за проблем с секундомером его результат занизили, отдав первое место Георгию Суворину на "Бенце" - его так и называли "юридическим победителем". В 1914 году гонку повторили, присвоив ей название Grand Prix de Saint-Petersbourg.
12 июня стартовал пробег Москва-Берлин-Париж. В путь отправились 18 автомобилей членов Московского Автомобильного Общества. Большинство из них предпочли остаться в роли пассажиров, доверив руль своим шоферам - спортивный регламент требовал управлять машиной самостоятельно лишь 2000 км. Плюс соблюдение режима движения на всей протяженности трассы. В Париж участники пробега прибыли 27 июня.
1 июля в Москве открылся фабричный склад "Русского акционерного общества Фиат" по адресу: Большая Дмитровка, дом 5. "Гараж будет роскошно отделан по образцу первоклассных заграничных гаражей", - так писал в анонсе московский журнал "Автомобилист" в N12 за 1913 год. Марка рекламировалась не только больше всех и чаще всех, но и на самом лучшем месте - большинство задних обложек автомобильных журналов занимали яркие постеры Fiat.
11 июля редактор журнала "Автомобиль" Андрей Платонович Нагель отправился на своем "Руссо-Балте" в путешествие по России, намереваясь посетить Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Воронеж, Харьков, Севастополь, Одессу, Киев и через Ригу вернуться в Петербург. Об этом путешествии вышла серия статей в "Автомобиле", а также книга сопровождавшего Нагеля полковника Василия Васильевича Геймана "По градам и весям родной земли".
29 июля композитор Сергей Рахманинов писал своей поклоннице Мариэтте Шагинян: "Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и мчусь верст за пятьдесят отсюда на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче". Кроме Рахманинова из людей искусства автомобилями владели разве что певец Федор Шаляпин и балерина Матильда Кшесинская. Писатели, поэты и художники довольствовались гужевым транспортом.
1 августа состоялась товарищеская поездка членов Московского Автомобильного Общества в Волоколамск. В путь отправились девять автомобилистов, среди них архитектор московских "небоскребов-тучерезов" Эрнст Нирнзее на французском Berliet, редактор-издатель журнала "Автомобилист" Иван Тимонин за рулем немецкого Komnick, купец первой гильдии Христофор Леденцов на немецком же Loreley. Командором поездки стал известный автогонщик Роман Винклер - вот он на фото в кепке и шоферском балахоне.
13 августа в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 2036 "автомобилей частного пользования и прокатных", 328 таксомоторов и 221 казенный автомобиль - таковы данные справочника, составленного инженером Андреем Михайловичем Пашкевичем. Самым распространенным типом кузовом оказался ландоле, средняя мощность двигателя составляла 13,7 л.с., самой популярной была марка Benz, за ней шли Opel, Delaunay-Belleville, Mercedes, Renault, Ford и "Русско-Балтийский".
11 сентября вышел 18-й номер журнала "Автомобилист" с небольшой заметкой об аварии с "Комником", принадлежавшим торговому представителю марки Александру Ивановичу Гильгендорфу. Так рядовой в общем-то случай стал поводом для своеобразной рекламы немецких автомобилей Komnick, у которых необычное расположение радиатора давало определенные преимущества в случае аварии.
29 сентября Первый Русский Автомобильный Клуб организовал "гонку на 2 весты с препятствиями" за Серпуховской заставой у деревни Верхние Котлы. Участникам требовалось спуститься по проселочной дороге вниз к реке, форсировать ее вброд, взять крутой подъем, затем снова спуститься к реке, проехать по ее руслу и подняться вверх по скользкой глинистой дороге. Лучший результат показал Ford-T, управляемый Иваном Тефферсфельдом - он прошел трассу за 4 минуты 42 секунды.
26 октября "Список автомобилей Собственного Его Императорского Величества Гаража" насчитывал 40 позиций. Rolls-Royce, Renault, Mercedes и четыре Delaunay-Belleville являлись персональными "моторами" Николая II, еще 16 машин именовались "кавалерскими" и обслуживали свиту, 11 грузовиков служили "по хозяйству", два находились в распоряжении дворцового коменданта, плюс еще две походные кухни, один служебный Mercedes и один французский Brasier в стадии заказа.
21 ноября в Москве на Большой Дмитровке состоялось открытие магазина автомобилей Opel. Интересы марки в первопрестольной представлял Михаил Александрович Капцов. Как сообщал "Автомобилист", в помещении "все стильно, просто и красиво". Магазин просуществовал до 1916 года, затем Капцов открыл кинематораф. До сегодняшнего дня дом N26 не сохранился, сейчас на его месте расположено здание Совета Федерации.
29 ноября на заседании ИРАО рассматривался план пробега на императорский приз в 1914 году. Маршрут предполагался из Москвы в Тифлис, далее в Гагры и по черноморскому побережью в Новороссийск, пароходом до Феодосии и финиш в Одессе. 15 июля 1914 года в связи с началом войны пробег отменили - к тому моменту на него записалось около полусотни участников. Кубок царя в 1916 году передали для экспозиции в помещении собрания ИРАО.
15 декабря вышел IX выпуск журнала "Водные пути и шоссейные дороги" с очередной статьей об одной из двух российских бед: "Что-то непередаваемо ужасное творится на земском шоссе за Киевской заставой, на первых двух верстах. Вообразите себе море жидкой грязи, и по этому морю разбросаны большие куски камня, лежащие то боком, то остриями вверх, то безобразной кучей. Говорят, что много экипажей поломано на этой адской дороге, для исправления которой не сделано ничего". Город, кстати, в заметке не указан - явление, видимо, было повсеместным.
20 января Императорское Российское Автомобильное Общество устроило состязания автосаней на Невке у помещения яхт-клуба. Собственно, автосанями был только Mercedes с гусеничным движителем Кегресса, остальные являлись аэросанями, приводимыми в движение пропеллером - конструкции Игоря Сикорского, Юлия Меллера и Бертрана де Лессепса. Лучшими признали сани Кегресса и де Лессепса - оба получили от ИРАО по золотому жетону на память.
17 февраля в газете "Вечернее время" вышла заметка о том, что на Английской набережной в Ницце автомобиль, принадлежащий господину Нарышкину, налетел на тротуар и ранил четырех прохожих, один из которых умер на следующий день. Как писала газета, "в момент катастрофы автомобилем управляла г-жа Lina Chanchieff, 24 лет. После допроса Нарышкин и его спутница были арестованы". Девушка оказалась Ниной Линдер, урожденной Шаншиевой - ее и Нарышкина суд приговорил к четырем месяцам тюремного заключения за непреднамеренное убийство.
19 февраля Русско-Балтийский завод посетил штабс-капитан Тапилин, осмотревший 39 "Руссо-Балтов" для Военного министерства по наряду N21594 от 20 ноября 1912 года. В рапорте Тапилин отметил, что "все предъявленные мне к осмотру легковые автомобили были вполне готовы к отправлению в Петербург для сдачи в Роту и исполнены согласно технических условий на их поставку". В тот же день на заводе был сделан и этот снимок.
24 марта газета "Русское слово" писала о лишенном сана сызранском иеромонахе Власии: "Кажется, самым любимым занятием смиренного инока была бешенная езда на собственных лошадях и автомобиле". По синодскому указу Власию предписывалось перевестись в Савво-Вишерский монастырь в Новгородской губернии. Как сообщала газета, "в ответ на требование настоятеля явиться для выслушания синодского указа о. Власий сказался больным".
30 марта в Одессе открылся II Автомобильный салон. Среди участников преобладали иностранные марки: Benz, Opel, Lloyd, Berliet, Dixi, Windgof, Studebaker, Puch, NAG, Laurin&Klement, Commer-Car, Rambler, Fiat, Adler, Hupmobile, White и Hudson. Из отечественных - только "Руссо-Балт", его продажами в Одессе решил заняться барон с "автомобильной фамилией" Александр Александрович Рено, представивший на стенде ландоле и "торпедо" тип К12/20. Салон был открыт до 11 апреля.
1 апреля в Санкт-Петербурге началась ежегодная "перемена номеров". По установленному порядку номера до революции совмещали в себе как регистрацию автомобиля, так и функцию талона техосмотра, и имели годичный срок действия. Ежегодно номера меняли форму и цвет. Так "жестянки", выданные санкт-петербургским автовладельцам в 1913 году, были овальными.
5 мая в Михайловском манеже открылась IV Международная автомобильная выставка. После молебна почетный президент выставки председатель Совета министров Владимир Николаевич Коковцов торжественно объявил ее открытой и провозгласил тост за здоровье государя императора. После Коковцов подал патриотический пример и сфотографировался на стенде Русско-Балтийского вагонного завода рядом с двухместным спортивным "Руссо-Балтом" К 12/24.
7 мая в ресторане "Контан" состоялся банкет по случаю 10-летнего юбилея Императорского Российского Автомобильного Общества. Среди приглашенных был и немецкий инженер Август Хорьх, описавший его в своих мемуарах: "Стол казался полностью черным от обилия икры, потом одно за другим подали шесть блюд, поражающих своими размерами. Трапеза длилась с восьми часов вечера и до часа ночи, а после наступил черед обильному возлиянию".
9 мая на Ходынском поле в Москве финишировал "звездный пробег", организованный Первым Русским Автомобильным Клубом. Победителем пробега стал Федор Федорович Суручан, стартовавший на "Бенце" из Кишинева - ему был вручен золотой кубок стоимостью 1500 рублей. Всего до финиша добрались 36 участников, как автомобилистов, так и мотоциклистов, из 48 записавшихся на старт. Кстати, названия иностранных макарон тогда писали кириллицей.
14 мая Санкт-Петербургский автомобиль-клуб провел на Волхонском шоссе традиционную верстовую гонку со стартом с хода. Гонщик Хернер на автомобиле "Бенц" установил всероссийский рекорд скорости, пройдя версту за 19 секунд - это 202 км/ч. Сейчас мы считаем лучшими шины иностранного производства, но в 1913 году Хернер ставил рекорд на русских покрышках "Треугольник", составлявших серьезную конкуренцию Continental, Michelin и Dunlop.
15 мая выставку посетил Николай II, оставивший в своем дневнике такую запись: "С утра погода испортилась. В 10 час. поехал в Петербург и посетил автомобильную выставку в Михайловском манеже. Более 140 различных фирм прислали свои машины. Вернулся в Царское Село в 1 1/4". Русский царь удивил иностранных участников простотой в общении, а также тем, что внимательно осмотрел целиком всю экспозицию, включая специализированный транспорт и грузовики.
26 мая состоялась первая в России гонка по кругу с трассой в 200 верст с пунктом контроля в Красном Селе. Фактическим лидером стал Иван Иванов на "Русско-Балтийском", но из-за проблем с секундомером его результат занизили, отдав первое место Георгию Суворину на "Бенце" - его так и называли "юридическим победителем". В 1914 году гонку повторили, присвоив ей название Grand Prix de Saint-Petersbourg.
12 июня стартовал пробег Москва-Берлин-Париж. В путь отправились 18 автомобилей членов Московского Автомобильного Общества. Большинство из них предпочли остаться в роли пассажиров, доверив руль своим шоферам - спортивный регламент требовал управлять машиной самостоятельно лишь 2000 км. Плюс соблюдение режима движения на всей протяженности трассы. В Париж участники пробега прибыли 27 июня.
1 июля в Москве открылся фабричный склад "Русского акционерного общества Фиат" по адресу: Большая Дмитровка, дом 5. "Гараж будет роскошно отделан по образцу первоклассных заграничных гаражей", - так писал в анонсе московский журнал "Автомобилист" в N12 за 1913 год. Марка рекламировалась не только больше всех и чаще всех, но и на самом лучшем месте - большинство задних обложек автомобильных журналов занимали яркие постеры Fiat.
11 июля редактор журнала "Автомобиль" Андрей Платонович Нагель отправился на своем "Руссо-Балте" в путешествие по России, намереваясь посетить Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Воронеж, Харьков, Севастополь, Одессу, Киев и через Ригу вернуться в Петербург. Об этом путешествии вышла серия статей в "Автомобиле", а также книга сопровождавшего Нагеля полковника Василия Васильевича Геймана "По градам и весям родной земли".
29 июля композитор Сергей Рахманинов писал своей поклоннице Мариэтте Шагинян: "Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и мчусь верст за пятьдесят отсюда на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче". Кроме Рахманинова из людей искусства автомобилями владели разве что певец Федор Шаляпин и балерина Матильда Кшесинская. Писатели, поэты и художники довольствовались гужевым транспортом.
1 августа состоялась товарищеская поездка членов Московского Автомобильного Общества в Волоколамск. В путь отправились девять автомобилистов, среди них архитектор московских "небоскребов-тучерезов" Эрнст Нирнзее на французском Berliet, редактор-издатель журнала "Автомобилист" Иван Тимонин за рулем немецкого Komnick, купец первой гильдии Христофор Леденцов на немецком же Loreley. Командором поездки стал известный автогонщик Роман Винклер - вот он на фото в кепке и шоферском балахоне.
13 августа в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 2036 "автомобилей частного пользования и прокатных", 328 таксомоторов и 221 казенный автомобиль - таковы данные справочника, составленного инженером Андреем Михайловичем Пашкевичем. Самым распространенным типом кузовом оказался ландоле, средняя мощность двигателя составляла 13,7 л.с., самой популярной была марка Benz, за ней шли Opel, Delaunay-Belleville, Mercedes, Renault, Ford и "Русско-Балтийский".
11 сентября вышел 18-й номер журнала "Автомобилист" с небольшой заметкой об аварии с "Комником", принадлежавшим торговому представителю марки Александру Ивановичу Гильгендорфу. Так рядовой в общем-то случай стал поводом для своеобразной рекламы немецких автомобилей Komnick, у которых необычное расположение радиатора давало определенные преимущества в случае аварии.
29 сентября Первый Русский Автомобильный Клуб организовал "гонку на 2 весты с препятствиями" за Серпуховской заставой у деревни Верхние Котлы. Участникам требовалось спуститься по проселочной дороге вниз к реке, форсировать ее вброд, взять крутой подъем, затем снова спуститься к реке, проехать по ее руслу и подняться вверх по скользкой глинистой дороге. Лучший результат показал Ford-T, управляемый Иваном Тефферсфельдом - он прошел трассу за 4 минуты 42 секунды.
26 октября "Список автомобилей Собственного Его Императорского Величества Гаража" насчитывал 40 позиций. Rolls-Royce, Renault, Mercedes и четыре Delaunay-Belleville являлись персональными "моторами" Николая II, еще 16 машин именовались "кавалерскими" и обслуживали свиту, 11 грузовиков служили "по хозяйству", два находились в распоряжении дворцового коменданта, плюс еще две походные кухни, один служебный Mercedes и один французский Brasier в стадии заказа.
21 ноября в Москве на Большой Дмитровке состоялось открытие магазина автомобилей Opel. Интересы марки в первопрестольной представлял Михаил Александрович Капцов. Как сообщал "Автомобилист", в помещении "все стильно, просто и красиво". Магазин просуществовал до 1916 года, затем Капцов открыл кинематораф. До сегодняшнего дня дом N26 не сохранился, сейчас на его месте расположено здание Совета Федерации.
29 ноября на заседании ИРАО рассматривался план пробега на императорский приз в 1914 году. Маршрут предполагался из Москвы в Тифлис, далее в Гагры и по черноморскому побережью в Новороссийск, пароходом до Феодосии и финиш в Одессе. 15 июля 1914 года в связи с началом войны пробег отменили - к тому моменту на него записалось около полусотни участников. Кубок царя в 1916 году передали для экспозиции в помещении собрания ИРАО.
15 декабря вышел IX выпуск журнала "Водные пути и шоссейные дороги" с очередной статьей об одной из двух российских бед: "Что-то непередаваемо ужасное творится на земском шоссе за Киевской заставой, на первых двух верстах. Вообразите себе море жидкой грязи, и по этому морю разбросаны большие куски камня, лежащие то боком, то остриями вверх, то безобразной кучей. Говорят, что много экипажей поломано на этой адской дороге, для исправления которой не сделано ничего". Город, кстати, в заметке не указан - явление, видимо, было повсеместным.