Протест с высокой турбины
«Авиадвигатель» не согласился с передачей права продаж ГТУ в Рыбинск
Топ-менеджмент «Авиадвигателя» вступил в очередное противостояние с головной компанией — «Объединенной двигателестроительной корпорацией» (ОДК). На этот раз пермские моторостроители не согласились с решением ОДК о передаче рыбинскому «Сатурну» права продажи всей газотурбинной техники, производимой в рамках корпорации. Менеджмент поддержали краевые власти, посчитав, что ОДК выводит из региона центры компетенции. В ОДК говорят, что «Авиадвигатель» создавал искусственную конкуренцию среди предприятий ОДК, в первую очередь — с «Сатурном».
Как стало известно „Ъ“, ОДК внесла изменения в доверенности управляющих директоров ОАО «Пермский моторный завод» Сергея Попова и ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева. С 1 января 2014 года из доверенности топ-менеджеров исключено право заключения прямых договоров на поставку и ремонт газотурбинных установок (ГТУ) и газотурбинных двигателей наземного применения. Эти сведения „Ъ“ подтвердили в ОДК и на самих пермских предприятиях. Право продаж закреплено за рыбинским ООО «Сатурн-Газовые турбины» (СГТ). Топ-менеджеры ПМЗ и «Авиадвигателя» имеют право подписывать документы в рамках контрактов, заключенных до 31 декабря 2013 года.
В ОДК пояснили „Ъ“, что предприняли соответствующие меры «с целью устранения внутрикорпоративной конкуренции и поддержания оптимальных цен на рынке». «ОДК осуществляет контроль и согласование всех договоров поставки газотурбинных двигателей. За их изготовление в ОДК отвечает дивизион „Энергетические и промышленные программы“. СГТ — головная компания этого дивизиона», — пояснили в корпорации.
По данным „Ъ“, это решение больнее всего скажется на «Авиадвигателе», который с 90-х годов самостоятельно занимается реализацией электростанций на базе двигателей ПМЗ. Так, в 2012–2013 году «Авиадвигатель» поставил на Пермский НПЗ восемь блоков, тем самым фактически построив ТЭЦ мощностью в 200 МВт.
Менеджмент «Авиадвигателя» крайне болезненно отреагировал на решение ОДК, по информации „Ъ“, обратившись с соответствующими письмами в адрес главы Ростехнологий Сергея Чемезова, вице-премьера Дмитрия Рогозина, главы Минпромторга Дениса Мантурова. С аналогичным письмом к господину Чемезову обратился и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. В нем глава региона выразил неудовольствие по поводу управленческих решений, которые, по его мнению, могут навредить экономике пермских моторостроительных предприятий, соответственно, ухудшить социально-экономическую ситуацию в регионе.
Высокопоставленный источник в правительстве подтвердил „Ъ“, что губернатор написал такое письмо. «По сути, своим решением ОДК создала торговый дом — СГТ, который будет вести хозяйственную деятельность от лица пермских предприятий. Эта же структура занимается производством аналогичной продукции. Будет ли она заинтересована в развитии пермских конкурентов?» — пояснил собеседник. Краевые власти видят в действиях ОДК попытку вывести из Пермского края центры компетенции.
Источник в «Авиадвигателе» рассказал „Ъ“, что помимо ПМЗ над созданием газоперекачивающих агрегатов трудится целая кооперация пермских машиностроительных предприятий, которую новый заказчик может разрушить своими действиями. «Например, „Протон-ПМ“ построил стенд для испытаний газоперекачивающих агрегатов. Будет ли СГТ заказывать у него работы? В этой отрасли работают 17 тыс. человек. Они рискуют остаться без работы», — считает источник.
Источник в ОДК решение корпорации объяснил обострившейся конкуренцией между «Авиадвигателем» и СГТ в 2013 году. По его данным, обе компании участвовали в конкурсах, проводимых компаниями ТЭК (в первую очередь — «Газпромом» и «Новатэком»), на поставку газотурбинных электростанций с двигателями производства ПМЗ. «СГТ вышел на тендер с коммерческим предложением, которое было согласовано в ОДК, а „Авиадвигатель“ — с согласованным с ПМЗ, но без информирования нас как головной корпорации, — пояснил источник. — Ситуация привела к искусственному созданию условий конкуренции между нашими же предприятиями и конфликту интересов при проведении конкурсных процедур».
• «Авиадвигатель» — ключевое предприятие ОДК, является головным разработчиком двигателя ПД-14 для перспективного российского лайнера МС-21. ОДК владеет 71,757% акций предприятия, по 10% акций у ООО «Юникс» и ЗАО «Моторинвест». Выручка в 2012 году — 6,1 млрд руб., чистая прибыль — 325 млн руб.
Напомним, это не первый конфликт топ-менеджмента пермских моторных предприятий с ОДК. Минувшей осенью госкорпорация отдала свои моторные активы в Перми — ПМЗ и «Авиадвигатель» в управление конкуренту — рыбинскому «Сатурну», топ-менеджменту которого руководство госкорпорации поручило создать дивизион «Двигатели для гражданской авиации». «Сатурн» решил сменить топ-менеджмент обоих предприятий — на должность управляющего директора был выдвинут Сергей Попов, в прошлом коммерческий директор «Сатурна». В ОДК объясняли причину смены топ-менеджмента необходимостью объединения ПМЗ и «Авиадвигателя». Господин Иноземцев отказался покинуть пост, а в его защиту грозился выйти на митинг коллектив предприятия. Скандал дошел до федерального правительства, которое, по данным „Ъ“, порекомендовало ОДК оставить опального директора в покое.
Отметим, что пермские и рыбинские машиностроители конкурируют за перспективный рынок: в 2012 году Пермский моторный завод изготовил 44 газотурбинные установки (ГТУ), в 2014 году, по данным „Ъ“, их количество вырастет до 67. Львиную долю заказов ПМЗ обеспечивает «Газпром».
Поставщиком ГТУ для «Газпрома» является пермское ЗАО «Искра-Авигаз», где ОДК владеет 24%, а два представителя корпорации входят в совет директоров. Гендиректор «Искры-Турбогаза» Михаил Соколовский считает, что ОДК придется договариваться с «Искрой-Авигазом».
Пермские газовики признаются, что еще не работали с «Сатурном» и довольны качеством пермских моторостроителей. Гендиректор ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (эксплуатирует магистральные газопроводы в Прикамье) Виктор Чичелов сообщил „Ъ“, что пермские производители газоперекачек проводят ТО, диагностику: «Никогда нас с оборудованием не бросали, всегда обслуживали». О качестве работы «Сатурна» газовик ничего не знает, поскольку ни один рыбинский агрегат на его линейных управлениях не работает. Он также сообщил, что готовится визит в Пермский край зампредправления «Газпрома» Виталия Маркелова, в рамках которого газовики должны согласовать список предприятий, с которыми будет сотрудничать газовая монополия. Среди них есть и пермские моторостроительные компании.