Вырезать кадр
Одним из обязательных негативных атрибутов, сопутствующих тяжелому экономическому периоду в жизни любой страны, является сокращение персонала или соцпакета компаниями, которые стремятся оптимизировать свои расходы в борьбе за выживание.
По данным рекрутингового портала HeadHunter (hh.ru), если в декабре 2014 года спрос на персонал, особенно линейный, держался на хорошем уровне в связи с высоким покупательским спросом и новогодними распродажами, то январь 2015 года в целом по рынку показал некоторое снижение количества вакансий в Санкт-Петербурге по отношению к январю прошлого года (-11%). Это подтверждает уменьшение рекрутинговой потребности работодателей, но пока все происходило плавно на фоне сезонного спада на рынке труда, который характерен для декабря и января.
Юлия Сахарова, директор по Северо-Западу портала HeadHunter, указывает на то, что по сравнению с началом 2014 года в некоторых сферах наблюдается и рост вакансий, в большей степени в области продаж и рабочего персонала. "Максимальное снижение предложений от работодателей зафиксировано в автомобильной отрасли, закупках, управлении персоналом. Практически на прежнем уровне сохранилось количество предложений в медицине и фармацевтике, банковской и финансовой сферах, высшем менеджменте, среди юристов и строителей. В целом по рынку в феврале мы увидели положительную динамику, количество вакансий по отношению к январю выросло на девять процентов", — говорит она.
Опрошенные SR компании из разных сегментов большей частью рассказали, что не собираются увольнять персонал, хотя, как правило, на рынке это общая практика оптимизации корпоративных расходов.
По данным hh.ru, вопрос об оптимизации персонала стоял у многих крупных и средних компаний, которые отслеживают тенденции рынка, с конца 2013 года. Поэтому частично работодатели уже проводили реструктуризацию в течение всего прошлого года. По итогам исследования, проведенного среди участников "Банка данных заработных плат HeadHunter" (719 представителей российских и иностранных компаний) в январе-феврале этого года, доля компаний, планирующих увеличивать численность персонала, даже превышает долю компаний, планирующих его сокращение (26% против 20% компаний соответственно). При этом сокращения не будут массовыми — в пределах 10-15%. Увеличивать штат планируется в основном в части рядовых сотрудников и специалистов, однако и сокращения в этих категориях будут чуть более значительными по сравнению с линейным персоналом, менеджерами среднего звена и топ-менеджерами, над которыми в меньшей степени нависает эта угроза.
Шарль Будэ, управляющий директор JLL в России и СНГ, сказал, что сегодня в условиях нестабильности клиентам компании — девелоперам, инвесторам, арендаторам — как никогда необходим грамотный консалтинг, а JLL, в свою очередь, нужны профессионалы в команде. "В консалтинговом бизнесе ценен каждый отдельный сотрудник, его опыт и знания. Именно поэтому сегодня мы не планируем сокращений, а, напротив, расширяем команду и нанимаем опытных специалистов", — заявил господин Будэ.
Пакет с соцпакетами
Впрочем, увольнение части сотрудников — это не единственный способ сократить расходы. Компании также прибегают к изменению условий работы, переводя работников на неполный рабочий день, отправляя их в неоплачиваемый отпуск, урезая фонд оплаты труда, отказываясь от образовательных программ для сотрудников и ДМС.
По итогам исследования, проведенного среди участников "Банка данных заработных плат HeadHunter", социальный пакет по состоянию на сегодняшний день планируют сохранить в неизменном виде больше 50% компаний, почти 15% сократят отдельные его элементы, а более 15% и вовсе никогда не имели такового, и сейчас не планируют его вводить.
Среди основных элементов социального и компенсационного пакета, расходы на которые планируют сократить более 25% компаний, — обучение, мобильная связь, ДМС (полностью или частично).
Переход на сокращенный рабочий день или рабочую неделю, предоставление отпуска без сохранения заработной платы — работодатели рассматривают все эти методы для сокращения издержек на персонал, они помогают удержать ценных сотрудников в дальнейшем, когда ситуация в компании станет более благоприятной. Опыт прошлого кризиса показал, что непродуманные сокращения персонала оборачиваются не только репутационными рисками для компании, но и не позволяют бизнесу быстро среагировать при улучшении экономической ситуации.
Директор по персоналу группы ЛСР Полина Голубева утверждает, что в компании ничего сокращать не планируют. "Но нужно учитывать, что в группе ЛСР услуги ДМС традиционно финансируются частично из бюджета компании и частично из собственных средств сотрудника. Также мы не отменяем корпоративные мероприятия, запланированные на этот год. На предприятиях группы созданы лицензированные учебные центры, нацеленные на обучение молодых специалистов рабочим специальностям и практическим навыкам работы на современном оборудовании. Плюс ко всему учащиеся этих центров по окончании получают удостоверение о профессиональном образовании. Столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров, мы не видим другого способа решения этого вопроса. Сегодня, можно сказать, это уже нормальная ситуация, когда многих из них мы доучиваем непосредственно на месте, на производстве", — рассказывает она.
Экспаты go home
По данным hh.ru, российский рынок труда сегодня уже ощутил отток мигрантов, и это в большей степени связано даже не с изменениями в миграционном законодательстве (вступили в силу с 1 января 2015 года), а с волатильностью курса рубля. Работать в России для многих мигрантов, отправляющих заработок в иностранной валюте к себе на родину, становится менее выгодно. С другой стороны, снижение потока иностранной рабочей силы может быть связано и с сезонным фактором: например, приостановкой на зимний период ряда строительных проектов. Есть вероятность, что этот фактор окажется на руку российским специалистам (сварщикам, грузчикам, водителям, разнорабочим), так как конкуренция за рабочие места снизится еще больше. Однако в этой ситуации и работодатели должны будут пересмотреть свои предложения для этой категории персонала, потому что ожидания по заработной плате и условиям работы у российских соискателей немного выше.
Что касается руководящих позиций, то, по словам госпожи Сахаровой, сейчас на рынке наблюдается некоторое снижение интереса к работе в нашей стране со стороны иностранных топ-менеджеров. "Компании, работающие на территории России, также показывают меньшую заинтересованность в привлечении экспатов. Это связано с ростом компетенций российских менеджеров, а также с экономическими и политическими изменениями. Не исключено, что в данной экономической ситуации с учетом роста курса валют иностранный топ-менеджер, зарплата которого привязана к курсу доллара или евро и которому компенсируется релокационный пакет, обойдется компании в несколько раз дороже, чем российский", — говорит она.
Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru, утверждает, что зарплата в пересчете на доллары или евро сильно потеряла в конкурентоспособности. "Привязывать зарплату к курсу валют готова далеко не каждая компания (лишь 2%). Во-вторых, с января 2015 года, после введения поправок в миграционное законодательство РФ, усложнилась процедура трудоустройства для иностранных граждан. Впрочем, ситуация несколько различается для квалифицированных специалистов и управленцев и для трудовых мигрантов, занятых на низкоквалифицированной работе", — констатирует господин Лебедев.
Полина Голубева говорит, что у группы ЛСР есть иностранные работники, но все же мигрантов здесь незначительное количество. "Мы приняли решение отказаться от них. Сейчас на рынке труда появятся отечественные специалисты, которые будут искать нормальную работу, которую мы готовы им предоставить", — заключает госпожа Голубева.