Коммерсантъ-История №2

Знаете ли вы, как появился знакомый всем лозунг "Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения"? Конечно, из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Но вот откуда он взялся там?

Фото: Коммерсантъ

Как и многое другое, из жизни, обычной советской жизни. В 1921 году в России впервые был введен налог на автомобили. А чтобы объяснить это обстоятельство, трудящимся и нетрудовому элементу объявили, что не только авто, но мотоциклы и велосипеды — предметы роскоши. А после очередного уточнения автоналогов в 1928 году началась кампания за отмену сверхобложения под ставшим крылатым лозунгом.

Не менее удивительный вопрос — почему я водовоз — задавал себе герой фильма "Волга-Волга". И действительно, почему во многих городах страны едва ли не до середины XX века по улицам ездили конные водовозы? При малом потреблении воды, к чему были веками приучены не самые состоятельные жители городов, прокладка водопроводов лишалась экономического смысла. А водовозы и водоносы кроме доставки воды делали массу других полезных дел.

Есть вопросы и еще об одной необыкновенной при всей своей обыденности истории. Как могло случиться, что самую крупную кражу в Российской Империи совершили чудовищно примитивным способом? И почему ее организатор и вдохновитель, по сути, отделался легким испугом?

А кто в действительности является автором басен "Лиса и виноград" или "Волк и ягненок"? Эзоп, Лафонтен или Крылов?

Ответы на эти и многие другие занимательные вопросы о нашем давнем и недавнем прошлом — в новом номере "Коммерсантъ-Истории".

Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ"

Содержание

"Немудрено спутаться и принять чужое за свое" Почему классики игнорировали авторские права предшественников

"При изобилии вод жители нуждаются в хорошей воде" Почему водовозы даже в XX веке не исчезли с российских улиц

"Соль оказалась "в неявке"" Почему самая крупная кража в истории Российской Империи была совершена предельно примитивным способом

"Использовать свойства раствора радиевой эманации для рощения волос" Почему радиоактивность стимулировала деловую активность

"Подобное обложение нужно признать чрезмерным и вредным" Почему средства передвижения перестали считать роскошью

"Маневренная кампания против концессий" Почему концессионеры зарабатывали много, но не долго

"Значит, у нас нет собственных самолетов? Дожили..." Почему у "Аэрофлота" не оказалось нужных самолетов

Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю

Вся лента