Коммерсантъ-История №2
Знаете ли вы, как появился знакомый всем лозунг "Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения"? Конечно, из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Но вот откуда он взялся там?
Как и многое другое, из жизни, обычной советской жизни. В 1921 году в России впервые был введен налог на автомобили. А чтобы объяснить это обстоятельство, трудящимся и нетрудовому элементу объявили, что не только авто, но мотоциклы и велосипеды — предметы роскоши. А после очередного уточнения автоналогов в 1928 году началась кампания за отмену сверхобложения под ставшим крылатым лозунгом.
Не менее удивительный вопрос — почему я водовоз — задавал себе герой фильма "Волга-Волга". И действительно, почему во многих городах страны едва ли не до середины XX века по улицам ездили конные водовозы? При малом потреблении воды, к чему были веками приучены не самые состоятельные жители городов, прокладка водопроводов лишалась экономического смысла. А водовозы и водоносы кроме доставки воды делали массу других полезных дел.
Есть вопросы и еще об одной необыкновенной при всей своей обыденности истории. Как могло случиться, что самую крупную кражу в Российской Империи совершили чудовищно примитивным способом? И почему ее организатор и вдохновитель, по сути, отделался легким испугом?
А кто в действительности является автором басен "Лиса и виноград" или "Волк и ягненок"? Эзоп, Лафонтен или Крылов?
Ответы на эти и многие другие занимательные вопросы о нашем давнем и недавнем прошлом — в новом номере "Коммерсантъ-Истории".
Содержание
"Маневренная кампания против концессий" Почему концессионеры зарабатывали много, но не долго
Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю