Энергетика
Энергетика Ирана занимает первое место по установленной мощности среди стран Персидского залива (40% установленной мощности всего региона) — 74 ГВт. Из них 61 ГВт — ТЭС, 12 ГВт — ГЭС и 1 ГВт — АЭС, 250 МВт приходится на возобновляемые источники энергии (солнечные и ветровые электростанции). 56% всего электроэнергетического сектора принадлежит государству, 44% — частным инвесторам. В генерации доля частного сектора выше: 53% установленной мощности принадлежит частным компаниям, 37% — государству, 4% — крупным потребителям. Долгосрочная стратегия развития энергетики Ирана предполагает рост доли частного сектора в установленной мощности до 80%.
90% потребления страна покрывает за счет собственной генерации. Производство электроэнергии на душу населения — 2,8 тыс. кВт•ч. Согласно отчету Всемирного банка, электрифицированы 100% домохозяйств Ирана. Потребление электроэнергии в стране растет. По данным Минэнерго Ирана, максимум потребления мощности в энергосистеме Ирана, являющийся четким маркером промышленного роста, увеличивается со скоростью 5% в год, в 2014 году он составил 51,3 тыс. МВт, в 2015-м — 54,6 тыс. МВт. В 2020 году, по прогнозу Минэнерго, он составит 66,6 тыс. МВт.
По словам главы Минэнерго страны Хамида Читчиана, потребность Ирана в инвестициях в генерацию, передачу и распределение электроэнергии составляет $5 млрд в год. За счет инвестиций будет реализовываться долгосрочная стратегия развития электроэнергетики страны, которая, по словам господина Читчиана, предполагает рост установленной мощности иранских электростанций на 50 ГВт в ближайшие десять лет. В рамках этой стратегии, говорил он, иностранным инвесторам будут предложены проекты стоимостью €28 млрд.
После снятия санкций иностранные компании начали энергично взаимодействовать с иранским энергорынком. В феврале Siemens подписал меморандум о взаимопонимании с иранской промышленной группой MAPNA о локализации производства газовых турбин в Иране и производстве 20 турбин до 2026 года. Также компании подписали контракт на поставку двух турбин на ТЭС в Бендер-Аббасе. Итальянские компании подписали протоколы о взаимопонимании с Ираном на строительство 500 МВт возобновляемой энергетики.
В ноябре 2015 года в ходе визита Владимира Путина в Тегеран «Технопромэкспорт» (входит в «Ростех») и Холдинговая компания по производству электроэнергии на тепловых станциях Ирана подписали контракт на строительство ТЭС мощностью 1,4 ГВт в Бендер-Аббасе. Предполагается строительство четырех энергоблоков мощностью 350 мВт и опреснительной установки мощностью 200 тыс. кубометров в сутки. 85% стоимости строительства профинансирует Россия по кредитной линии в размере $2,2 млрд, которые пойдут на ТЭС и электрификацию железнодорожной линии Гермсар—Инче-Бурун; 15% — Иран. В марте ООО «Интер РАО — Экспорт» заключило меморандумы с агентством по развитию водоснабжения и энергетики провинции Хузестан о расширении ГЭС «Дез» на 720 МВт и с госхолдингом «Тепловые электрические станции» о модернизации ТЭС «Рамин». «Интер РАО» подготовит технико-коммерческие предложения и окажет заказчикам содействие в привлечении заемного финансирования в размере 85% от стоимости проектов.
Более масштабный план сотрудничества России с Ираном связан с объединением энергосистем России, Ирана и стран Закавказья. Сейчас энергосистема Ирана синхронизирована с энергосистемой Армении, однако соседние страны — Грузия и Азербайджан — синхронизированы с Россией. Уже много лет ведутся переговоры об объединении этих энергосистем, что позволит оптимизировать перетоки в разные сезоны и затраты на производство электроэнергии. Однако развивается процесс медленно. В декабре 2015 года прошли переговоры о совместной работе энергосистем с участием глав Минэнерго Грузии, Армении и Ирана, в которых РФ представлял глава «Россетей» Олег Бударгин, на них был подписан меморандум о сотрудничестве. А в апреле на встрече профильных министров России, Ирана, Армении и Грузии была подписана «дорожная карта», регламентирующая действия сторон по синхронизации до 2019 года.
Вместе с тем изменение статуса Ирана осложняет прежние договоренности. В марте во время визита в Тегеран главы Минэнерго РФ Александра Новака иранская сторона начала требовать пересмотра стоимости согласованных осенью проектов. Сопредседатель российско-иранской межправкомиссии министр информационных технологий Махмуд Ваези прямо говорил, что она «была приемлемой до отмены санкций, а сегодня цифры надо приводить в соответствие с общемировыми ценами».