«Вряд ли Roxy Music когда-нибудь воссоединятся»
Брайан Ферри о новом альбоме и старой музыке
Брайан Ферри заканчивает свой большой европейский тур концертами в России. 7 октября он выступает в московском «Крокус Сити Холле», а 11-го — в петербургском БКЗ «Октябрьский». Артист, стоявший когда-то у руля в группе Roxy Music и ставший одним из символов современной музыки, начинал с арт- и глэм-рока, в 80-х играл аристократичный софисти-поп, а позже экспериментировал даже со старинным джазом. Перед визитом в Россию Брайан Ферри приоткрыл детали работы в студии, рассказал о своей любви к Чарли Паркеру и рекомендовал музыкантов с классическим образованием в интервью Максу Хагену.
— Название вашего последнего альбома «Avonmore» как-то подозрительно перекликается с заголовком диска «Avalon» — одной из лучших работ Roxy Music. Это совпадение или намек?
— Просто совпадение. Так называется место, где находится моя лондонская студия. Мы записывали там альбом, и название пришло само. Хотя согласен, есть что-то похожее — но это не специально.
— Вы уже десятилетиями работаете с Реттом Дэвисом в роли продюсера. Что за алхимия в ваших отношениях, что вы так и держитесь вместе?
— Я познакомился с Реттом давным-давно, в 74-м году он был ассистентом звукоинженера на моем втором альбоме («Another Time, Another Place».— “Ъ”). Помню, он отвечал за студийный магнитофон. Позже он и сам стал звукоинженером и записывал альбом Roxy Music «Manifesto». Мы так и работали вместе — то над одним альбомом, то над другим: «Flesh and Blood», «Avalon», «Boys and Girls». Сейчас он, конечно, уже стал продюсером сам по себе. Что мне в Ретте нравится — он очень надежен и, как бы лучше выразиться, уравновешен. Представляете, он играет в гольф! Я иногда думаю, что по сравнению с ним бываю даже слегка сумасшедшим. И еще он отличный человек, тонко чувствующий музыку. Когда он оказывается в студии за пультом, то использует его не просто как оборудование, но как базу для идей и находок. Обычно я наигрываю ему несколько собственных набросков на фортепиано или синтезаторе — что-то может прийти в голову вечером накануне, что-то лежит по два года. Ретт сортирует их: «Это подойдет». А потом придумываем аранжировки — иногда с одним музыкантом, а иногда сразу шесть человек разом обыгрывают будущую песню. Часто у нас уходит куча времени, чтобы разобраться, что у кого получается, и выбрать самые лучшие моменты.
— Аранжировки у вас часто получаются весьма прихотливыми.
— Мы с Реттом очень разборчивы, дело доходит до перфекционизма. Бывает, что та или иная песня тебя и вовсе выматывает. Но, уверяю, выслушивая все эти партии, можно обнаружить по-настоящему интересные моменты. Красота во многом возникает из очень тщательной работы. Но у нас бывает и по-другому — если хочется живого звука, то здесь лучше не закапываться слишком глубоко. Мы и такой подход не исключаем. Я как раз планирую провести с Реттом пару дней, когда будет перерыв в туре. Мы записываем музыку для немецкого телешоу, основанную на музыке 20-х,— чем-то будет похоже на «The Jazz Age» (альбом 2012 года с версиями песен Roxy Music и Ферри в стиле раннего джаза.— “Ъ”).
— Как вы набираете музыкантов на запись? На одном лишь «Avonmore» разом встречаются Найл Роджерс, джазовый басист Маркус Миллер, Марк Нопфлер — и это только для начала. Таких «сессионщиков» каждому можно только пожелать.
— Поскольку после Roxy Music у меня никогда не было единой группы, я мог выбирать музыкантов, которых мне точно хотелось бы услышать в своих песнях. Во время записи я обычно играю на клавишных, так что гитаристам и басистам хватает места в миксе. А для меня это лишний повод поэкспериментировать с теми или иными личностями. Мне, наверное, везло в том, что я мог позвать всех этих замечательных людей. Сейчас, кстати, я увлекся оркестровками и струнными инструментами. Мне с такими аранжировками очень помогает Колин Гуд, с которым мы записывали «The Jazz Age» и «As Time Goes By». В принципе он джазовый музыкант, который изначально обучался игре на органе еще в Оксфорде,— настоящий ученый в своей сфере. Вообще, едва ли не лучшие музыканты, с которыми мне приходилось работать, часто имели музыкальное образование и опыт в классических сферах. Например, сейчас в моей группе играет девушка из оркестра Ковент-Гарден, и на концертах у нее получаются отличные соло — подготовка сразу слышна.
— На «Avonmore» барабанил еще и ваш сын Тара. Отеческие наставления он получал?
— Главный совет, который я мог бы ему дать,— сочинять собственную музыку. Твори, а не просто играй что-то.
— Джорджия Чалмерс, саксофонистка из вашей концертной группы, точь-в-точь похожа на девушку из клипа «Don`t Stop the Dance». Вы исторические образы имели в виду, когда набирали состав?
— (Смеется.) Да! Очень забавно. Та девушка из клипа была просто красивой парижской моделью, а никаким не музыкантом. Но Джорджия играет по-настоящему, не для «картинки». Кстати, она классический саксофонист — что довольно необычно — и раньше выступала в консерватории Сиднея.
— А кто, на ваш вкус, сейчас самый интересный саксофонист?
— Все-таки лучше Чарли Паркера никого не появилось. По-моему, ему принадлежат лучшие и самые красивые идеи в том, что касается этого инструмента. Я его много слушаю в машине в последнее время. Да и вообще он, получается, прошел со мной через всю жизнь: я услышал Паркера еще десятилетним мальчиком и до сих пор обожаю те композиции. 60 лет… Подумать только. И ведь, знаете, я его сейчас слушаю и понимаю, что обаяние той музыки совершенно с тех пор никуда не делось!
— Джаз сейчас считается в чем-то высоколобой музыкой. Может, мы что-то теряем, когда рассматриваем этот стиль во многом с исторической точки зрения?
— (Задумывается.) Ну, я бы уточнил, что есть хороший джаз и есть плохой. Стоит внимательно выбирать, что и кого ты слушаешь. Не каждому дано вырасти до мастерства Орнетта Коулмена, но в какой-то момент, на мой взгляд, джаз часто стал превращаться в предсказуемые упражнения на этой самой исторической площадке. Здесь я с вами согласен. Хотя, если взглянуть с другой стороны, может, и неплохо, что остается уважение к традиции. Великие композиторы и музыканты все равно останутся великими, а мы так и будем обращаться к Баху или Моцарту и каждый раз удивляться их мастерству. Я и сам только прошлым вечером слушал по радио «Жар-птицу» Стравинского в исполнении Лондонского симфонического оркестра — и как современно это звучало! То есть многие музыкальные произведения настолько хороши, что просто не могут устареть, и высоколобость тут в общем-то ни при чем.
— Как вы выбирали песни для проходящих сейчас концертов, притом что ваш материал охватывает целые десятилетия? Судя всему, вы играете много Roxy Music, но целые пласты остаются неохваченными…
— В ближайшие концерты я пытаюсь хоть как-то включить главные эпизоды из своей карьеры. Действительно, будет много вещей Roxy Music, часть еще из самых первых альбомов. Эти песни мне и сейчас нравятся, в них остается своя свежесть. Сорок лет ведь на самом деле не возраст в контексте музыкальной истории. А мне интересно перемешивать на концертах старый материал с тем, что поновее, и смотреть, как разные песни могут сыграть вместе. Мне и с группой везет: когда на сцене девять человек, появляется множество новых оттенков в уже вроде бы известных тебе песнях и стилях. Но в чем-то вы правы. В этом году мы решили дать «отдохнуть» материалу из «Avonmore». Думаю, в следующем туре вернемся к нему — у нас уже выстроилась целая очередь песен, требующих внимания на репетициях.
— Когда мы с вами общались десять лет назад, были по крайней мере некоторые надежды, что Roxy Music выпустят новый материал. Вы даже что-то начинали делать. Сейчас группу можно окончательно считать достоянием истории, судя по всему?
— Вряд ли Roxy когда-нибудь воссоединятся. Я погружен в сольную работу, а репертуар группы исполняется на концертах. С теми замечательными музыкантами, которые выступают со мной, я вижу, что эти песни все равно прекрасно принимаются публикой.
— Альбому «Bete Noire» этой осенью исполняется 30 лет. Что в первую очередь вспоминается про работу над ним?
— Ох, сразу можно сказать, что для меня тот период был довольно мрачным и тревожным. «Bete Noire» я начал записывать в Лос-Анджелесе, потом переместился в Париж, а сводился альбом в Нью-Йорке. И все это время у меня были почти панические ощущения. Последний альбом Roxy Music «Avalon» и мой последовавший сольник «Boys and Girls» были очень популярны, но их запись меня совершенно измотала. Да еще у меня родилось четверо сыновей — пришлось разрываться между всеми заботами сразу. Так что 80-е в творческом смысле были для меня тяжелым временем. Кстати, на концертах мы сейчас играем пару вещей из этого альбома. Заглавная песня «Bete Noire» для меня стала упражнением в аргентинском танго — это выигрышная музыкальная форма, на мой взгляд. А «Zamba» получилась почти акустической, со скрипкой и Крисом Спеддингом (английский гитарист и продюсер.— “Ъ”) на гитаре.
— Вы в 80-е как артист испытывали давление из-за того, что в поп-музыке вас тогда догоняли более молодые модные поп-артисты вроде Duran Duran и других?
— По-моему, каждый раз, когда ты выпускаешь новый альбом, ты вынужден доказывать свою ценность. Разве что с возрастом становишься более уверенным, тебя уже чуть меньше заботит, как примут твою музыку. К счастью, к тому моменту, когда ты оказываешься, скажем так, старым, у тебя уже есть верная публика. Твоя работа по определению получает признание, и, честно говоря, это чудесно. Давление новых стилей и артистов сглаживается.
— Кстати, вы тогда вдруг обратились и к инди-музыке — песня «The Right Stuff» ведь появилась благодаря сотрудничеству с Джонни Марром из The Smiths. И их инструментальной вещи «Money Changes Everything».
— О, Джонни отличный парень и гениальный гитарист! Да, тогда на севере Англии появилось множество прекрасных инди-групп — Манчестер и другие старые промышленные города оказались центрами новых направлений. Лондон всегда скорее следовал за модой. То, что играли те молодые ребята,— грубоватая и даже жесткая музыка — мне нравилось. Я ведь тоже родился на севере, и мне эти сырые песни тоже были в чем-то близки по духу. А The Smiths были одними из лучших.
— А сейчас вы инди-музыку слушаете?
— Не очень. Помню, правда, что мне очень понравилась одна канадская группа… Arcade Fire, да. Они сейчас уже очень известны, а я увидел их выступление, когда они только появились,— заинтересовался. Но сейчас я почти не хожу на концерты. Разве что играешь на фестивале — смотришь еще несколько групп. Я в последнее время предпочитаю радио, правда, в основном слушаю классику.
— Публика во многом воспринимает ваши песни как образ, бренд «Брайан Ферри», если так можно выразиться. У вас есть какая-то песня, которая приоткрывала бы вас как реального человека?
— Интересно. Ну, если так, то внутри этого бренда, думаю, множество слоев, и каждый из них так или иначе проявляется в концертах. То есть разные грани могут заинтересовать и развлечь разных слушателей. Но если говорить обо мне как реальном человеке, то это будет песня «In Every Dream Home a Heartache». Я даже помню, что она в концертном сет-листе стоит четырнадцатой.
— В разделе мерчандайзинга на вашем сайте можно обнаружить полотняную авоську Roxy Music. Что будет для нее наилучшим содержимым — наверное, не кило картошки из ближайшего супермаркета?
— Заглядывайте ко мне в сад — у меня вкуснейшие яблоки!
Не только «Slave To Love»: что стоит знать о Брайане Ферри
Группа Roxy Music. В начале 1970-х Брайан Ферри стал одним из основателей и солистом великой британской группы Roxy Music. Ее первые альбомы «Roxy Music» (1972) и «For Your Pleasure» (1973), хотя и находились в популярной тогда струе глэм-рока, выдавали слушателю скорее арт-версию этого стиля. Здесь среди обычного рок-набора инструментов обнаруживались и кларнет Энди Маккея, и еще малоисследованные тогда синтезаторы. Одним из участников команды на первых порах был визионер от музыки Брайан Ино. Впоследствии Roxy Music постепенно «приглаживали» звук, так что знатоки делят историю группы на две части — до и после 1975 года. Два последних альбома группы «Flesh And Blood» (1980) и «Avalon» (1982) проложили дорогу стилю софисти-поп, а заодно и множеству поп-групп 80-х. После распада в 1983-м группа временно воссоединилась только в начале 2000-х, но слухи о дальнейшей работе не оправдались. Впрочем, некоторые участники регулярно сотрудничают с Ферри. В 2005 году газета The Guardian поставила Roxy Music на второе по значимости место после The Beatles в британской музыкальной истории.
Кавер-версии. Значительную часть материала, который Брайан Ферри выпускал сольно, составляют кавер-версии песен других артистов. Он никогда не скрывал, что ему интересно записывать, по его выражению, «интерпретации». Пожалуй, упрекнуть в неоригинальности его невозможно: если это и переработки, то самого высшего качества. В его трактовке «A Hard Rain’s A-Gonna Fall» Боба Дилана, «Let’s Stick Together» Уилберта Харрисона или «Jealous Guy» Джона Леннона — не просто перенос старых песен в стилистику Ферри, но и, по сути, новые вещи. В 2007-м артист и вовсе выпустил альбом «Dylanesque», целиком посвященный Бобу Дилану.
Джаз. Многолетняя любовь Ферри к джазу отозвалась замечательным альбомом «As Time Goes By» (1999) c негромкими и сдержанными версиями джазовых стандартов 30-х. Еще одной вершиной увлечения джазом (и кавер-версиями) стал альбом «The Jazz Age» (2012) — с версиями песен Roxy Music и собственных хитов. Материал записывался с джаз-бэндом, будто перенесенным из 1920-х годов, а в студии использовались только аутентичные инструменты. Часть композиций из «The Jazz Age» весьма органично влилась и в саундтрек к фильму «Великий Гэтсби».