Режиссер своей свободы
Андрей Плахов — о Милоше Формане
Знаменитый режиссер чешского происхождения Милош Форман умер в возрасте 86 лет в своем американском доме. Он «скончался спокойно, окруженный вниманием семьи и близких»,— сообщила его вдова Мартина.
Режиссер Милош Форман
Фото: David W Cerny, Reuters
Милош Форман родился в Чехии, прославился и умер в Америке. Его парадная биография эффектна, многим коллегам на зависть. Милош Форман — обладатель двух персональных «Оскаров» за режиссуру фильмов «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадеус», всего же его картины завоевали 13 статуэток Американской киноакадемии. К этим наградам нужно добавить еще 43, полученные Милошом Форманом на крупнейших фестивалях мира включая Каннский, Берлинский и Карловарский, а также два «Золотых глобуса».
Однако говорить о нем прежде всего как о голливудском триумфаторе — значит взять неверную ноту.
Для нас, нескольких поколений российских кинозрителей, он стал символом мечты о свободе — осуществленной без громких слов и без пафоса.
Милош Форман никогда не увлекался политикой. Потеряв обоих родителей в нацистских концлагерях, он с детства понял, в какой мир попал.
Выбрав профессию кинематографиста, он делал все возможное и невозможное в условиях социалистической Чехословакии, чтобы снимать хорошее «человеческое» кино безо всяких фиг в кармане. Но когда советские танки вошли в Прагу, предпочел остаться на Западе — опять же без громких деклараций.
Когда в годы брежневского застоя он приезжал в Прагу, где проходили съемки «Амадеуса», то почти не встречался со старыми друзьями, чтобы не подставлять их перед системой, и не растравливать ран при встрече с успешным гостем из Голливуда. Его оружием были не декларации, не интервью, а камера, и он воспользовался им с величайшей эффективностью.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» рассматривал вопрос свободы в американском контексте 1970-х, но в подтексте оставался горький опыт чешского социализма, которому так и не удалось придать человеческое лицо.
Показать эту картину в СССР было невозможно по двум причинам — из-за тут же возникающих аллюзий и из-за «пятен на биографии» Милоша Формана — эмигранта и «предателя». В вышедшем в те годы советском «Кинословаре» под его именем было написано: «Американский режиссер», а в списке его картин не было упомянуто ни одной из чешского периода. Между тем именно они, начиная с «Черного Петра» — истинные жемчужины режиссерской биографии.
Чешское кино в 1960-е годы едва не обогнало французское по свежести идей, принесенных местной «новой волной», безусловным лидером которой был Милош Форман. Приоритет чехов в умении создавать стильные, но при этом не выхолощенные кинозрелища, признавал сам Франсуа Трюффо.
Фильм «Любовные похождения блондинки» снят в двух декорациях и, по сути, состоит из двух больших сцен — в баре и квартире, но они пронизаны таких совершенством, что по ним можно составлять учебник кинорежиссуры. По нему и учились потом представители всех восточно-европейских киношкол, в том числе и ставшей самой актуальной — румынской. Разница только в одном: полвека назад кино Восточной Европы было на несколько градусов оптимистичнее. То была Пражская весна, время всемирных надежд, иллюзии единого культурного пространства. Сегодня иллюзий и надежд на порядок меньше.
И он же, Милош Форман, из всех восточноевропейских эмигрантов своего поколения органичнее всех вписался в голливудскую студийную систему.
Фокус заключается в том, что Голливуд в тот момент, когда там оказался Милош Форман, был совсем иным, чем теперь. Тогда, чтобы завоевать его, нужен был нонконформист.
Именно таким оказался Милош Форман, интерпретируя идеи американской молодежной контркультуры в фильмах «Взлет», «Пролетая над гнездом кукушки» и в антивоенном мюзикле «Волосы». А позднее — в картине «Народ против Ларри Флинта».
Я помню Милоша Формана еще вполне моложавым господином — очень скромным, похожим не на знаменитого режиссера, а на провинциального учителя. Именно таким я привел его в свою маленькую квартирку во время Московского кинофестиваля 1987 года. Еще вчера его имя было под запретом, а тут перестройка, показ крамольной «Кукушки» в Москве, и ей аплодирует огромный стадион в Лужниках! Гость был по-настоящему счастлив.
Я пригласил Формана в гости с тайной целью. У меня дома уже сидела киновед Галина Копанева, моя чешская коллега и приятельница, которая хорошо знала Милоша по студенческим годам (они были ровесниками), а после отъезда из страны никогда его не видела, так как ее после 1968-го не пускали на Запад. Мне жаль, что я не заснял той встречи. Они не виделись двадцать лет, это было очень трогательно и эмоционально
Спустя годы я вспомнил эту историю, смотря фильм «Любимые» французского режиссера Кристофа Оноре, где герой Милоша Формана встречается с героиней Катрин Денев спустя тридцать лет после того, как они были разлучены железным занавесом. Денев и Форман выглядели символом совместного старения западно- и восточноевропейского кино. Это была последняя из десяти киноролей, сыгранных Форманом.
Чехословацкая новая волна потеряла уже многих своих талантливых деятелей. Четыре года назад умерла Вера Хитилова, несколько дней назад скончался Юрай Герц. Если не считать стоящих особняком Яна Шванкмайера и Юрая Якубиско, из фигур первого ряда остался только встретивший 80-летний юбилей Иржи Менцель, второй лидер шестидесятнической «новой волны». С Милошом Форманом ушла эпоха свежего, остроумного кино с характерным ароматом Восточной Европы — одновременно интеллектуального и демократичного.
Фотогалерея
«Правда обычно очень скучна. Потому что это правда»
Милош Форман (настоящее имя — Ян Томаш Форман) родился 18 февраля 1932 года в чешском городе Часлав. Во время Второй мировой войны его отец был арестован нацистами за распространение запрещенной литературы, а затем убит в концлагере в Бухенвальде. Мать Формана погибла в Освенциме. Милош воспитывался в одном интернате с будущим первым президентом Чехии Вацлавом Гавелом. После школы некоторое время работал спортивным репортером, в юности начал писать пьесы. Учился режиссер в Праге в академии искусств на факультете кино
На фото: Милош Форман (слева) со своей семьей
Фото: из личного архива Милоша Формана
Первый фильм Милош Форман снял в 30 лет. Это была киноновелла из двух частей под названием «Конкурс». Молодой режиссер работал со своим другом детства, оператором Мирославом Ондржичеком, с которым впоследствии снял еще несколько картин. Успех к Форману пришел после фильма «Черный Петр» (1963), который получил главный приз кинофестиваля в Локарно
Фото: из личного архива Милоша Формана
«Я рассматриваю каждый фильм, как биографию, вне зависимости от того, биография ли это существовавшего человека или выдуманного»
На фото: со своей женой Верой Кресадловой и сыновьями
Фото: из личного архива Милоша Формана
Последующие фильмы Формана «Любовные похождения блондинки» (1965) и «Бал пожарных» (1967) произвели фурор в ЧССР, а самого режиссера назвали лидером национальной «новой волны» в кино. В 1968 году во время ввода советских войск в Чехословакию Форман был во Франции на переговорах о съемках нового фильма. В родную страну он больше не вернулся
Фото: Fotodom / Universal / REX / Shutterstock
«Мне кажется, каждый так или иначе мечтает снять кино в Голливуде»
После переезда в США карьера Формана пошла в гору. Он снял драму «Отрыв» (1971) и получил за нее Гран-при Каннского кинофестиваля. В 1975-м на экраны вышел ставший культовый фильм «Пролетая над гнездом кукушки» по роману Кена Кизи с Джеком Николсоном в главной роли. За эту картину Форман как лучший режиссер получил «Оскар» (на фото), «Золотой глобус» и премию BAFTA
Фото: AP
«Правда обычно очень скучна. Потому что это правда»
В ранних фильмах Милоша Формана центральное место занимает конфликт поколений, отношения бунтарской молодежи со старшими. Позднее в его работах появляется тема борьбы художника с повседневностью и столкновение личности и общества
На фото: с продюсером Солом Зэнцом (слева)
Фото: из личного архива Милоша Формана
«Сама по себе цензура — это не такое уж и страшное зло. Самое страшное зло — это то, что цензура порождает — самоцензура»
Фото: AP / Michel Lipchitz
В 1984 году Милош Форман вновь получил «Оскар» как лучший режиссер — на этот раз за фильм «Амадей» о жизни Моцарта. Всего картина получила восемь статуэток американской киноакадемии
Фото: из личного архива Милоша Формана
В 1990-х режиссер снял два фильма. За байопик о порномагнате «Народ против Ларри Флинта» Милош Форман в 1997 году получил «Золотой глобус» и был вновь номинирован на «Оскар». За роль Энди Кауфмана в драме Формана «Человек на Луне» (1999) Джим Кэрри (на фото справа) получил премию «Золотой глобус», а режиссер был признан лучшим на Берлинале
Фото: Reuters
Последним фильмом Милоша Формана стала драма «Призраки Гойи», снятая в 2006 году
Фото: Reuters
«Когда Горбачев пришел к власти, он организовал в Москве что-то вроде симпозиума. И они пригласили меня. Советский режиссер Кулиджанов решил сделать со мной интервью. Он знал, что я давно уже гражданин США. И он спросил меня: "Что вам, товарищ Форман, кажется наиболее значимым событием в XX веке?" И я сказал — взрыв атомной бомбы. Он заблеял: "Почему? Почему, товарищ Форман?" Я сказал: "Помните, в первой половине века было две мировых войны. Много миллионов людей погибло. А потом, в 1945, взорвалась бомба. Век уже подходит к концу, а третья мировая так и не началась. Она не началась только потому, что и американские и ваши генералы вдруг осознали, что в случае атомной войны они будут в такой же опасности, как и рядовой в траншее"»
На фото: с актрисой Натали Портман
Фото: Fotodom / Antena 3 TV / Saul Zaentz Porductions / REX / Shutterstock
Милош Форман преподавал в Колумбийском Университете на факультете искусств, совмещая работу в кино с профессорской деятельностью. Он регулярно становился членом жюри престижных международных конкурсов
Фото: AP / Petr David Josek
«Чем старше ты становишься, тем сложнее тебе найти что-то такое, на что бы ты мог потратить пару лет жизни»
Милош Форман скончался 13 апреля 2018 года в больнице города Данбери в Коннектикуте, где жил последние годы
На фото: с актрисами Кьярой Мастроянни (справа) и Катрин Денев
Фото: Fotodom / Why Not Productions / REX / Shutterstock