ФАС довела UCL до штрафа
За год стороны так и не заключили мировое соглашение
Спустя почти год ФАС оштрафовала ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», входящее в UCL Holding Владимира Лисина, на 91 млн руб. за нарушение закона о конкуренции. По итогам анализа ведомство пришло к выводу, что стивидор завышал стоимость перевалки контейнеров в «Большом порту Санкт-Петербург» с января 2015 года и получил от правонарушения доход свыше 5 млн руб. В UCL категорически не согласны с обвинениями ФАС и оспаривают их в суде. Источники “Ъ” в отрасли не исключают, что в ближайшее время стивидор заключит с ведомством мировое соглашение.
ФАС оштрафовала входящее в UCL Holding Владимира Лисина ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) на 91,2 млн руб., сообщило ведомство. Как отмечается в постановлении, опубликованном на сайте службы 31 мая, по итогам анализа стоимости услуг по погрузочно-разгрузочным работам с 2013 по начало 2016 года ФАС установила факт роста цен и пришла к выводу, что стивидор занимает доминирующее положение на рынке перевалки контейнеров в «Большом порту Санкт-Петербург», а доступ конкурентов на товарный рынок затруднен.
Само дело по признакам нарушения закона о конкуренции против КТСП ФАС завела в июне 2016 года. Тогда ФАС обвинила UCL Holding и Global Ports в коллективном доминировании на рынке перевалки контейнеров в Санкт-Петербурге и существенном увеличении тарифов в долларовом и рублевом выражении. За злоупотребление доминирующим положением на 5,44 млрд руб. были оштрафованы Первый контейнерный терминал (ПКТ) и «Петролеспорт» Global Ports, еще 1,6 млрд руб. ведомство предписало выплатить Восточной стивидорной компании (см. “Ъ” от 3 апреля). В итоге Global Ports в судебном порядке заключила с ФАС мировое соглашение, снизив общий штраф до 20 млн руб. (см. “Ъ” от 13 декабря 2017 года).
Как поясняется на сайте ведомства, в рамках исследования ФАС проанализировала и сопоставила цены на услуги перевалки контейнеров в «Большом порту Санкт-Петербург» в 2014–2015 годах и расходы, необходимые для реализации таких услуг КТСП в 2013–2015 годах, а также доходы, прибыль и рентабельность стивидора.
В итоге служба пришла к выводу, что цена на погрузку и выгрузку единицы контейнера в 3,5 раза превышала расходы и прибыль.
Кроме того, в 2015 году сами расходы КТСП снизились по сравнению с 2013 и 2014 годом, а объемы оказываемых услуг увеличились. В итоге прибыль КТСП в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом в 2,5 раза, а рентабельность составила 423% (по сравнению с 2013 годом — в 3,6 раза и на 161% соответственно). В ведомстве уверены, что рост рентабельности напрямую связан с увеличением стоимости перевалки контейнеров в 2015 году. Из этого ФАС делает вывод об установлении и поддержании с 1 января 2015 года в «Большом порту Санкт-Петербург» и КТСП, в частности, монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров.
9 апреля ФАС возбудила дело об административном правонарушении в отношении КТСП по факту нарушения закона о защите конкуренции, напоминает служба. При этом ведомство утверждает, что стивидор отказался представлять объяснения, так как КТСП не согласен с решением ФАС и считает его незаконным.
Арбитражный суд Москвы, в котором КТСП оспаривал решение ФАС, 8 февраля признал его законным, а стивидор не представил доказательства отсутствия правонарушения, говорится на сайте ФАС (подробнее о решении см. “Ъ” от 1 февраля).
ФАС утверждает, что у КТСП была возможность не устанавливать и не поддерживать монопольно высокие цены на перевалку контейнеров, но стивидор не принял все зависящие меры для соблюдения закона о конкуренции. Помимо прочего КТСП продолжил противоправное поведение, несмотря на требование прекратить его, отмечается на сайте. По данным службы, КТСП в результате правонарушения получил доход свыше 5 млн руб.
В UCL категорически не согласны с решением ФАС и планируют оспорить его в суде.
В ходе разбирательства КТСП представил доказательства, объективно свидетельствующие о том, что компания не занимает доминирующего положения на рынке перевалки контейнеров и осуществляет свою деятельность в условиях высокой конкуренции, утверждают в холдинге. Позиция UCL Holding об отсутствии у ФАС законных оснований к привлечению КТСП к ответственности (поскольку в части оказания услуг при перевалке контейнеров в «Большом порту Санкт-Петербурга» имеет место конкурентная среда), бесспорно, подтверждается экспертными заключениями, подготовленными РЭУ имени Плеханова и Аналитическим центром при правительстве РФ по заказу РСПП в рамках рассмотрения вопроса об исключении морских портов из реестра субъектов естественных монополий, отмечают в UCL.
Апелляция UCL Holding по решению ФАС должна быть рассмотрена на следующей неделе. Источники “Ъ” на рынке не исключают, что спор закончится мировой. Впрочем, о таком исходе говорил глава ФАС Игорь Артемьев (см. “Ъ” от 20 сентября 2017 года), но в январе служба назвала «неприемлемыми» и «оскорбительными» условия мирового соглашения, предложенные холдингом (см. “Ъ” от 10 января). В середине мая замруководителя ФАС Сергей Пузыревский заявлял, что служба и UCL обновили проект мирового соглашения и находятся в процессе обсуждения.