«Ну и что, что я не стал президентом»
Станислав Говорухин в ответах на вопросы рубрики «Прямая речь» за 20 лет
14 июня после продолжительной болезни умер режиссер Станислав Говорухин. Господин Говорухин был постоянным спикером рубрики “Ъ” «Прямая речь» — в газете и журнале «Власть». 20 лет истории России в ответах режиссера — в подборке “Ъ”.
13 августа 1999 года. Газета «Коммерсантъ»
События в Дагестане заставили общество заговорить об угрозе новой кавказской войны. Что бы вы сделали с Кавказом?
— Надо признать, что Чечня — независимое государство. Президент направляет проект решения об исключении Чечни из состава РФ в парламент, и тот принимает закон. Устанавливаем государственную границу со всеми вытекающими последствиями. И не надо делать вид, что Чечня — субъект Федерации. Такая политика приведет к тому, что загорится весь Кавказ.
20 октября 1999. Газета «Коммерсантъ»
В списке самых коррумпированных стран мира Россия занимает всего лишь 14-е место. Рейтинг составлялся на основе мнений иностранцев. Вам за державу не обидно?
— Обидно, но, наверное, справедливо. Коррупция — это когда рука руку моет. Расцвет коррупции связан прежде всего с тем, что в 1991 году к власти пришли худшие из коммунистов.
26 ноября 1999 года. Газета «Коммерсантъ»
На удивление спокойно отреагировали российские СМИ на отключение властями Башкирии трансляции передач двух государственных телеканалов. Восстановить закон сейчас пытаются Минпечати и Минюст России. А вы бы какую передачу запретили?
— Я считаю правильным то, как поступили власти Башкирии, запретив показывать программы Доренко и Сванидзе. Я послал президенту и парламенту этой республики телеграмму, в которой говорю, что одобряю этот шаг. Я понимаю, что он продиктован заботой о нравственном здоровье общества. Нельзя показывать порнографию, а в мусульманской республике — тем более нельзя лгать. Доренко же не соблюдает никакой журналистской этики, его передача безнравственна. А то, что показал Сванидзе,— либо мерзость, если это фальшивка, либо разглашение государственной тайны, если это правда. Будет жаль, если на власти Башкирии надавят, и они отменят решение.
28 марта 2000 года. Газета «Коммерсантъ»
Путин выиграл. Остается понять, кому он обязан своей победой и получили ли теперь эти люди право на него влиять? Кому обязан Путин?
— Рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует. Вряд ли сформируется какая-то новая группа, которая будет влиять на Путина: останутся те, кто уже есть. Я всегда знал, что Путин будет защищать интересы олигархов, а не народа.
4 апреля 2000 года. Журнал «Власть»
Примерно год назад, когда премьер Примаков был уволен, Дума ждала роспуска, президент Ельцин — импичмента, а вся страна — нового кризиса, мы уже задавали этот вопрос. Тогда мало кто смог внятно на него ответить. Сегодня у России новый президент, новая Дума и впереди четыре года без выборов. Но ясности больше не стало. Что теперь будет?
— Я, во всяком случае, из политики не уйду. Ну и что, что я не стал президентом. Всегда есть чем заняться. Я профессиональный законодатель, к тому же есть и еще одно дело — кино. Найдется и для него побольше времени.
15 августа 2000 года. Журнал «Власть»
(После теракта 8 августа в переходе на Пушкинской площади) Что теперь будет?
— Авторитет чеченцев будет расти. В глазах мировой общественности чеченцы — уже победители. А если начать переговоры, это будет означать капитуляцию. Надо добить бандитов в логове, а потом уже вести переговоры.
15 августа 2000 года. Газета «Коммерсантъ»
Вы согласны с канонизацией Николая II?
— Я не могу сказать, надо или не надо. Но я бы канонизировал за мученическую смерть. Его беда была в том, и тут я согласен с Солженицыным, что свою семью он любил больше, чем Россию. Но у Николая II были десятки добрых дел — больших и малых. Это ведь по его инициативе была созвана Гаагская конференция за мир. А закусывать коньяк лимоном кто придумал? Николай Александрович Романов. До него у нас этого не было.
1 ноября 2000 года. Газета «Коммерсантъ»
Группа кремлевских спичрайтеров будет преобразована. Видимо, президенту не очень нравится, как он выражается в последнее время. А вам нравятся речи Путина?
— По сравнению с Ельциным Путин — Цицерон, а по сравнению с Цицероном — Ельцин. Но в целом он говорит грамотно. И я рад, что он вообще говорит, и говорит трезво. Я не думаю, что какая-то реорганизация спичрайтеров что-то изменит. Но без них не обойтись, потому что президент не может сам работать над всеми выступлениями. Даже на маленькое поздравление нужно хотя бы полчаса — а где президенту их взять? Из современных политиков иногда хорошо говорит Лужков. А из советских лидеров хорошо говорил только Сталин, потому что он серьезно работал и думал, что сказать.
28 ноября 2000 года. Журнал «Власть»
1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом. Вы боитесь СПИДа?
— Я фаталист. Так ведь можно всего в жизни бояться. Если уж мне суждено умереть от СПИДа, значит, так и будет. Но бояться не буду.
3 июля 2001 года. Журнал «Власть»
Против вас развязывали кампании в прессе?
— Меня не раз пытались дискредитировать, в том числе и в творчестве. Когда я выступал за принятие закона о высшем совете СМИ, это фальсифицировали и подавали как введение цензуры. Когда перед президентскими выборами развернулась кампания против Лужкова и Примакова, то и мне досталось, поскольку мы были в одной команде.
19 марта 2002 года. Журнал «Власть»
В прошедшие выходные христиане отмечали Прощеное воскресенье. Вы кого простить не можете?
— Ельцина, Гайдара и всю их команду. Этих я не смогу простить даже в Прощеное воскресенье. За то, что они сотворили с великой страной и ее народом.
29 мая 2006 года. Журнал «Власть»
Год назад, 31 мая, главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева приговорили к девяти годам лишения свободы. За год в стране многое изменилось. Что бы вы сегодня сказали Михаилу Ходорковскому?
— Поздоровался бы. Лично я с ним не знаком. Как сидят в тюрьме, я не знаю, а больше мне говорить с ним не о чем.
15 декабря 2008 года. Журнал «Власть»
С кончиной патриарха Алексия II в обществе вновь заговорили о необходимости реформирования церкви. Что бы вы изменили в церкви?
— Церковь должна быть с народом, а не с государством. Это главное, чего я жду от возможных преобразований. У меня есть слабая надежда, что тот кандидат на сан патриарха, который мне нравится, изменит ситуацию и повернет церковь лицом к народу, а не к Кремлю. А пока у нас, к сожалению, церковь всегда с властью.
2 ноября 2009 года. Журнал «Власть»
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что допускает возвращение памятника Сталину в открывшийся после реконструкции вестибюль станции метро «Курская». Вы бы куда Сталина вернули?
— В армию — чтобы наконец навести там порядок. При Иосифе Виссарионовиче Советская армия была сильнейшей в мире, ею гордились, в нее стремились, не то что сейчас. Больше, правда, Сталин ничего хорошего не сделал. Но памятник ему — хотя бы один на всю страну — должен быть, ведь из песни слов не выкинешь.
14 марта 2011 года. Журнал «Власть»
17 марта 1991 года в СССР прошел референдум о судьбе Союза. Гражданам был предложен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» «Власть» решила узнать, как читатели ответили бы на него сегодня.
Вы за СССР?
— Не помню, как голосовал тогда, но сейчас бы точно — за. Крушение СССР — крупнейшая катастрофа ХХ века. Конечно, развод бы все равно состоялся, но без той катастрофы, какую нам пришлось увидеть. Уверен, что если бы такой референдум провели сегодня, то число голосов за сохранение СССР было бы вдвое больше.
10 ноября 2016 года. Газета «Коммерсантъ»
Прошли выборы нового президента США. Победил Трамп. А вы кого ждали?
— Я болел против Клинтон, потому что она противная. Помню, когда будущие игиловцы терзали Каддафи, одни смотрели на это с брезгливостью, большинство — с жалостью. И только она визжала от радости. Очень рад, что выиграл Трамп.