Закон о «нежелательных» организациях рассмотрят в ЕСПЧ
Правозащитники пострадали от него постфактум
Фонд имени Андрея Рылькова, занимающийся защитой прав наркозависимых, обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на закон о «нежелательных организациях». Как говорится в жалобе, он позволяет государству произвольно ограничивать право граждан на свободу объединений и свободу выражения мнения, что создает негативные последствия не только для организаций, признанных «нежелательными», но и для других НКО, сотрудничавших с ними в прошлом. Именно так произошло с Фондом Рылькова: его оштрафовали за размещенную семь лет назад ссылку на сайт Фонда Сороса, признанного «нежелательным» только в 2015 году.
Решение оштрафовать Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова (занимается профилактикой ВИЧ и гепатита, защитой прав наркозависимых) на 50 тыс. руб. мировой суд в Москве принял в ноябре 2017 года. В суд обратилась прокуратура, которая обнаружила на сайте фонда размещенную в 2011 году ссылку на сайт организации «Открытое общество» (Фонд Сороса). «Открытое общество» стало одной из первых организаций, чья деятельность была признана «нежелательной» на территории РФ. Согласно закону, «нежелательными» Генпрокуратура признает организации, чья деятельность «представляет угрозу основам конституционного строя РФ и безопасности государства», и фактически запрещает им работать в России. Тогда же в законодательстве появилась санкция за распространение материалов «нежелательных» организаций, которую применили к Фонду Рылькова.
Как в России появились «иностранные агенты»
Фонд безуспешно пытался обжаловать это решение в Хорошевском райсуде Москвы, сообщил “Ъ” руководитель юридической службы Клуба юристов НКО Максим Оленичев, представляющий интересы организации в ЕСПЧ. Но к аргументу о том, что на момент публикации ссылки «Открытое общество» еще не было признано нежелательной организацией, апелляционная инстанция не прислушалась. Не учел суд и то, что в постановлении прокурора не было указано, в какой форме — действия или бездействия — Фонд Рылькова совершил правонарушение. Между тем законодательство не обязывает владельцев сайтов удалять информацию о деятельности «нежелательной организации», если она была размещена задолго до признания ее таковой.
Кроме того, нельзя назвать «распространением материалов» наличие в 2017 году на сайте ссылки, размещенной шесть лет назад.
Все это нарушает ч. 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека, которая разрешает наказывать исключительно на основании закона, говорится в жалобе фонда в ЕСПЧ. Государство ограничило не только его право на свободу выражения мнений (что предусматривает ст. 10 конвенции), но и право на свободу объединений (ст. 11), утверждают авторы жалобы: «Демонстративным применением к фонду закона о "нежелательных организациях"» государство создает «охлаждающий эффект» применения этого закона для других НКО. Сам закон о «нежелательных организациях», согласно жалобе, не отвечает критериям ясности и предсказуемости, поскольку не дает понять, какие санкции могут последовать спустя несколько лет за публикацию материалов еще не признанной «нежелательной» организации. Кроме того, он позволяет государству произвольно ограничивать права НКО. Запрет на распространение материалов «нежелательных» организаций, по мнению авторов жалобы, не является необходимым: у государства есть и более эффективные механизмы для ограничения их возможности работать в РФ, в том числе блокировка их сайтов.
Отметим, что на закон о «нежелательных» организациях в марте обратили внимание ЕСПЧ представители 61 организации, включенной в реестр иностранных агентов, выступающих заявителями по первому коммуницированному делу иноагентов (см. “Ъ” от 13 марта). В замечаниях на меморандум правительства РФ по этому делу НКО-«иноагенты» утверждают, что аргумент властей РФ о том, что законодательство РФ не содержит запрета получения иностранного финансирования, не основан на фактах. В частности, «прямо запрещает получение иностранного финансирования закон о нежелательных организациях, позволяющий госорганам объявлять иностранные организации нежелательными без указания причин такого решения», говорится в меморандуме. «В результате признания иностранной организации нежелательной российским гражданам и организациям запрещается не только получать от них финансирование, но и вообще участвовать в реализации проектов нежелательных иностранных организаций на территории РФ», ссылаются они на ст. 20.25 КоАП и ст. 284.1 УК РФ. При этом «практика применения законодательства о нежелательных организациях подтверждает, что на территории РФ была запрещена деятельность организаций, являвшихся основными донорами организаций-заявителей», и «прежде всего речь идет об организациях фонда "Открытое общество"», подчеркивается в меморандуме.