Забивака попал в ВВП
Временные факторы ускорили рост экономики во втором квартале
В том числе благодаря повышенному спросу со стороны болельщиков, который стимулировал не только потребление услуг, но и экспорт, рост экономики во втором квартале мог составить 1,8–2,2%, оценили в понедельник ЦБ. Хотя разовые факторы и поддерживают разгон экономики, риски ее замедления, в числе которых повышение НДС с 2019 года и действующие санкции, остаются устойчивыми. Пока рост ВВП находится в рамках потенциального — до 2% в год, но его нижняя граница остается сильно подвижной.
В июньском комментарии Банка России об экономике рост ВВП во втором квартале 2018 года оценивается на уровне 1,8–2,2%, после 1,5% в первом квартале с учетом улучшенных Росстатом данных промпроизводства в начале года. В Минэкономики и ВШЭ считают, что рост во втором квартале составил 1,8%.
Из пояснений аналитиков регулятора следует, что ускорению роста способствовали увеличение в большей степени — экспорта, и в меньшей — частного потребления. В увеличение последнего на 3% в июле в годовом выражении 0,2 процентных пункта добавили траты иностранных болельщиков на товары и услуги. Розничное кредитование «в последние месяцы обеспечивало около 4% розничных продаж», добавляют в ЦБ. Годовой всплеск потребления наблюдался на фоне стагнации реальных доходов и замедления темпов роста зарплат, что, как поясняют авторы комментариев, «объясняется постепенным затуханием эффекта от повышения заработной платы отдельным категориям бюджетников и разовых выплат в компаниях частного сектора, произошедшего в начале года». Между тем с учетом сезонности розничное потребление стагнирует (см. “Ъ” от 18 июля).
«Повышение спроса на отечественные товары и услуги со стороны иностранных болельщиков оказывало поддержку экспорту»,— также сообщают в ЦБ, вероятнее всего, имея в виду внутренние продажи, предполагающие возмещение НДС, и внешний спрос на перелеты в РФ.
Аналитики регулятора сопровождают это наблюдение оценками физического роста экспорта на 5–6% во втором квартале, не поясняя, какая доля этого роста приходится на вывоз энергоресурсов.
На фоне ухудшения динамики производства и строительства в июне инвестиции, по мнению Банка России и ЦМАКП (см. “Ъ” от 20 июля), слабо росли. Но если в ЦМАКП указывают на снижение импорта инвесттоваров из-за ослабления рубля, то в ЦБ обнаруживают его увеличение в июне. И хотя экономисты регулятора считают, что по итогам второго квартала 2018 года годовое увеличение капвложений может составить 2,5–3,5%, они указывают, что вклад валового накопления в прирост ВВП второго квартала может быть отрицательным. Причина в высокой статистической базе запасов материальных оборотных средств.
В третьем и четвертом кварталах, согласно прогнозу ЦБ, ВВП будет расти на 1,5–2% — то есть, вблизи максимума, который возможен при текущей структуре экономики и качестве институтов.
В ВШЭ, ссылаясь на консенсус-прогноз, говорят об увеличении ВВП на уровне 1,7–1,8% в 2018 году, отмечая, что повысили свой собственный прогноз до 1,9% из-за благоприятной статистики первого квартала. «Однако напомним, что они (прогнозы.— “Ъ”) предполагают инерционный сценарий развития экономики и не учитывают влияние возможных внешних шоков, а также изменений в экономической политике — таких, как повышение НДС»,— отмечают в ВШЭ.
Заметим, что риски ускорения инфляции и снижения потребления, связанные с повышением НДС, вероятнее всего, проявятся в полной мере в конце 2018 — начале 2019 года. Вдобавок к ним в МВФ ожидают отложенного негативного влияния санкций на динамику инвестиций, что может в ближайшем будущем снизить динамику ВВП заметно ниже потенциальных 2%.