Переносимая успешность руководства
Достижения Дальнего Востока закрепят на месте и протестируют на федеральном уровне
Переход Дальнего Востока от привлечения инвестиций к управлению ими как министр будет курировать Алексей Чекунков, до этого занимавшийся льготным финансированием дальневосточных проектов в Фонде развития Дальнего Востока и Арктики. Александра Козлова, его предшественника на посту главы Минвостокразвития, премьер-министр Михаил Мишустин предложил назначить главой Минприроды — при всех различиях ведомственной специфики ему, видимо, предстоит повторить дальневосточные административные успехи в одном из самых конфликтных федеральных ведомств.
Попадание в список кандидатов в новые министры правительства Михаила Мишустина имен Александра Козлова (возглавит Минприроды) и Алексея Чекункова (его преемник на посту главы Минвостокразвития) де-факто подтвердило предположения о том, что дальневосточное турне премьера в августе 2020 года (см. “Ъ” от 19 августа) было посвящено изучению новаторских методов развития макрорегиона. Снятие многих регуляторных ограничений ради ускорения развития Дальнего Востока, напомним, дало результаты — в августе на заседании госкомиссии в Благовещенске был отмечен рост промпроизводства, в 2,5 раза опережающий общероссийский, дальневосточный «инвестбум» обсуждается уже несколько лет, работа местных институтов еще в 2018–2019 годах была признана достаточно успешной, чтобы расширить сферу ответственности Минвостокразвития на Забайкалье и впоследствии Арктику.
При этом при всей разнице задач Минвостокразвития и Минприроды выбор кандидатуры господина Козлова объясним схожестью процессов, руководить которыми ему пришлось с 2018 года и предстоит на новом посту.
На Дальнем Востоке целью госполитики было обеспечение ускоренного экономического развития за счет расширения автономии, дерегулирования и проинвестиционной политики на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, а также обеспечения рабочей силой новых инвестпроектов. Это требовало от Минвостокразвития встречной координации интересов центра, губернаторов, иностранных инвесторов и госкомпаний. В Минприроды же господину Козлову предстоит балансировать столь же разносторонние интересы промышленности и общества, обеспечив выполнение хронически отстающего нацпроекта «Экология» при минимальном ограничении промышленного роста и использовании «экологической» модернизации (применения наилучших доступных технологий) для поддержки инвестиций. Параллельно новому министру потребуется завершить реформы лесной и мусорной отрасли, а также активно участвовать в определении политики РФ в мировой повестке — в вопросах реакции на введение трансграничного углеродного регулирования.
Идею же назначения главы Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексея Чекункова на пост министра развития Дальнего Востока, вероятно, следует воспринимать в логике развития уже самого макрорегиона. Переход Дальнего Востока из режима административной реформы к управлению реальными капвложениями, в том числе госкомпаний и иностранных инвесторов, потребовал во главе министерства профильного специалиста. Господин Чекунков, напомним, имеет 20-летний опыт работы на руководящих должностях в секторе прямых инвестиций (РФПИ, А-1, Delta Private Equity, инвестиционная группа АЛРОСА), с 2014 года входит в команду Юрия Трутнева. Как глава ФРДВ (сейчас общий размер его активов оценивается в 80 млрд руб, фонд участвовал в 2 тыс. инвестпроектов), чиновник непосредственно занимался вопросами инвестклимата и имеет амбициозные планы продолжения этой деятельности. Так, он готовился в понедельник докладывать на совете по цифровому развитию в Мурманске о разработанном ФРДВ «цифровом госплане» — модели взаимосвязей «экономических, транспортных, инфраструктурных, социальных процессов до 2035 года от Мурманска до Петропавловска-Камчатского».
Новые руководители Минприроды и Минвостокразвития, вероятно, сохранят возможности для сотрудничества и после назначений. Так, один из последних споров ведомств касался доступа частных компаний на арктический шельф за счет вхождения в консорциум с инвесторами ФРДВ (см. “Ъ” от 10 и 16 июня), но Минприроды отстаивало контроль над шельфом подведомственных ему Роснедр. При этом и у ФРДВ есть проект, который может интересовать уже Минприроды,— система космического и компьютерного мониторинга лесных ресурсов «Лесвосток.рф», развитая им до комплексного проекта по повышению эффективности всей лесной отрасли.