С «Дождем» происходят важные истории
Минюст вновь расширил реестр СМИ-иноагентов
В пятницу Министерство юстиции по уже сложившейся традиции обновило реестр иностранных агентов. В этот раз чиновники внесли туда телеканал «Дождь», интернет-издание «Важные истории», шесть известных журналистов и еще одного человека, чья личность пока остается загадкой. Что послужило основанием для расширения реестра, в ведомстве традиционно не пояснили. Отметим, что «Дождь» стал первым национальным СМИ, внесенным в реестр «иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента». В Госдуме уже заявили, что регулярное обновление реестра «не препятствует свободе слова» и «поможет россиянам лучше ориентироваться в информационном пространстве».
Реестры СМИ-иноагентов (создан в конце 2020 года) и НКО-иноагентов (существует с 2014 года) пополняются последние два месяца практически еженедельно, и почти всегда — по пятницам. Вчера в список СМИ-иноагентов были внесены: ООО «Телеканал "Дождь"», юрлицо Istories Fonds, зарегистрированное в Латвии, а также семь человек: Степан Петров, Олеся Шмагун, Алеся Мароховская, Ирина Долинина, Роман Шлейнов, Дмитрий Великовский и Роман Анин.
Медиахолдинг «Дождь» начал работу 27 апреля 2010 года — под девизом «Оptimistic channel». Довольно быстро он приобрел репутацию «единственного оппозиционного телеканала в России». «Важные истории» — онлайн-издание, основанное в 2020 году бывшими сотрудниками «Новой газеты» Романом Аниным и Олесей Шмагун; юрлицо Istories Fonds зарегистрировано в Латвии. Специализируется на расследованиях.
Менее чем за год реестр СМИ-иноагентов расширился до 43 строк, из которых 25 — это не СМИ, а журналисты и правозащитники. За последние пять месяцев Минюст признал иноагентами «Медузу», The Insider, «Первое антикоррупционное СМИ», VTimes. Неделю назад Роскомнадзор «по требованию Генпрокуратуры» заблокировал сайты «Открытых медиа», «МБХ медиа» и объединение юристов «Правозащита открытки» — за «сотрудничество с нежелательной организацией», а также портал Readovka — из-за проигранного ранее иска о клевете, который подал депутат Госдумы Дмитрий Саблин. Издание «Проект» и вовсе было признано «нежелательной организацией».
Часть редакций объявили о закрытии, некоторые журналисты решили покинуть страну. Юрист Анастасия Буракова, комментируя в пятницу очередное пополнение списка СМИ-иноагентов, напомнила: помимо обязательной маркировки каждого текста и сообщения в соцсетях («данное сообщение создано иноагентом…») и дополнительной отчетности о финансировании, сотрудниках и мероприятиях, каждый иноагент «имеет сопутствующие проблемы» — теряет рекламодателей, отпугивает экспертов и источники.
Минюст не ответил на запрос “Ъ” о причинах расширения реестра и о том, почему это обычно происходит по пятницам. Отметим, что шесть новых СМИ-иноагентов — журналисты «Важных историй».
Но Степана Петрова — седьмого человека, включенного в список, пока никому не удалось опознать. Минюст не ответил “Ъ”, чем занимается этот человек и почему он оказался в реестре.
Правозащитник Лев Пономарев (был первым в России внесен в реестр СМИ-иноагентов как физлицо) полагает, что Степан Петров — основатель общественной организации «Якутия — Наше мнение». Господин Пономарев припомнил, что несколько лет назад господин Петров намеревался открыть в Якутии отделение организации «За права человека» (также была внесена в реестр иноагентов и затем закрылась после 24 лет работы).
Телеканал «Дождь» неоднократно «попадал в поле зрения» комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Об этом в пятницу заявил председатель комиссии Василий Пискарев. По его словам, месяц назад парламентарии «рассмотрели и направили в компетентные органы обращение одной из российских НКО» по поводу «Дождя». Обновление реестра СМИ-иноагентов господин Пискарев считает «реакцией регулятора» на это обращение: «Российские граждане вправе знать, на чьи деньги и в чьих интересах работают в нашей стране те или иные средства массовой информации. Это не препятствует свободе слова, но поможет людям лучше ориентироваться в информационном пространстве».
Директор Центра защиты прав СМИ (внесен Минюстом в реестр иноагентов) Галина Арапова отметила, что телеканал «Дождь» стал первым зарегистрированным в России СМИ, включенным в реестр СМИ-иноагентов: «До этого включали исключительно иностранные юрлица, СМИ, у которых не было российского представительства».
В случае с «Дождем» регулятору пришлось впервые воспользоваться ч. 7 ст. 6 закона о СМИ, которая подразумевает, что российское юридическое лицо тоже может попасть в реестр «иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», если «распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента». «А "Дождь" освещает все события, связанные с иностранными агентами, и сам цитирует материалы иностранных СМИ-иноагентов»,— говорит она. Госпожа Арапова предполагает, что «иностранным финансированием» Минюст мог посчитать «деньги от монетизации ютуб-канала и ретрансляции на другие страны».
Что известно о телеканале «Дождь»
На «Дожде» «не были готовы» к такому развитию событий, заявил “Ъ” главный редактор телеканала Тихон Дзядко. Он настаивает, что у Минюста нет оснований для внесения канала в реестр. Господин Дзядко подчеркнул, что «Дождь» — российское СМИ, «которое 11 лет работает в соответствии с законом, с абсолютно открытой финансовой отчетностью, посмотреть которую может любой желающий». Заранее никаких уведомлений руководство канала, по словам господина Дзядко, не получало: «Главное, что мы знаем,— телеканал "Дождь" не является ни агентом, ни иноагентом, ни какой-то еще странной субстанцией». Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева также заявила «Медузе», что редакция не продумывала заранее такой поворот событий.
В редакции «Важных историй», напротив, «готовились» к внесению в реестр-иноагентов, рассказала “Ъ” корреспондент Алеся Мараховская.
Напомним, что в апреле сотрудники ФСБ провели обыск в квартире главного редактора «Важных историй» Романа Анина, затем его допросили в Следственном комитете России (СКР). Там журналист узнал, что является свидетелем по уголовному делу о неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК РФ). Оно было возбуждено еще в 2016 году в связи с публикацией в «Новой газете» материала о главе «Роснефти» Игоре Сечине. Вчера же стало известно, что суд обязал «Важные истории» удалить расследование про обстоятельства продажи доли итальянского производителя шин Pirelli. Иск был подан компанией «Роснефть».
Что известно об интернет-издании «Важные истории»
Редакция «Важных историй» обратилась к читателям и подчеркнула, что никогда не скрывала от них регистрацию за границей. Алеся Мараховская добавила, что зарегистрированное в другой стране СМИ «априори получает иностранное финансирование». Уголовная ответственность за нарушение закона об иноагентах «наступает после двух административок», напомнила собеседница “Ъ”. «Поэтому мы попытаемся играть по этим правилам, понять которые довольно сложно. Этот неконституционный закон загоняет нас в угол, лишает нас источников и экспертов, отбирает профессию»,— сказала журналистка.