Больше агентов, платежных и разных
ЦБ открывает рынок для новых участников
Банк России разработал законопроект, который позволит выйти на платежный рынок финтех-компаниям и другим нефинансовым организациям. По мнению регулятора, это повысит конкуренцию в сегменте, а выиграет потребитель. Представители финтеха считают, что конкуренция необходима в условиях чрезвычайно высокой доли на рынке субъектов с госучастием. Но банкиры подчеркивают, что необходимо исключить «регуляторное преимущество» новых игроков.
ЦБ сообщил, что подготовил законопроект, регулирующий деятельность финтех-компаний, нефинансовых организаций и небанковских финансовых организаций на платежном рынке. Планируется ввести два типа поставщиков услуг — одни будут только инициировать платежи по поручению клиентов, другие смогут открывать электронные кошельки и сами проводить платежи. Для первых капитал установлен в размере не менее 5 млн руб., для вторых — не ниже 50 млн руб. Также в законопроекте вводится понятие платежного агрегатора, для которого минимальный капитал установлен на уровне 10 млн руб.
Как пояснил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, законопроект готовится в соответствии со стратегией развития национальной платежной системы (см. “Ъ” от 21 июня 2021 года) и может вступить в силу уже в первой половине этого года. Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова осенью отмечала, что «введение института небанковских поставщиков позволит поднять конкуренцию на новый уровень, отчего в конечном счете выиграет потребитель. Да, банкам в борьбе за клиента придется активнее развивать свои услуги и сервисы, креативить, снижать тарифы» (см. “Ъ” от 27 октября 2021 года).
Участники финансового рынка также говорят о росте конкуренции. Как поясняет глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, это крайне необходимо в условиях чрезвычайно высокой доли субъектов с госучастием. Кроме того, по его словам, для новых участников платежного рынка «потребуется внедрение обязательности открытия кредитными организациями доступа к клиентским данным по стандартизованным интерфейсам, так называемым Open-API».
Вместе с тем, по словам сопредседателя комитета по платежным системам Ассоциации банков России Алексея Маслова, важно построить регулирование так, чтобы у новых игроков не оказалось преимущества перед банками.
«Важно, чтобы работа новых игроков была безопасной, быстрой и качественной — на уровне требований российских банков, к которым уже привыкли пользователи»,— заявили в ВТБ.
Участники платежного рынка отмечают, что в законопроекте речь идет о создании новых платежных институтов, аналогичных европейским небанковским поставщикам платежных услуг и провайдерам, работающим с банковскими счетами в рамках второй платежной директивы. «В Англии в ее рамках было совершено около 26 млн платежей, что совсем немного, но темпы роста весьма высоки»,— отмечает глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, на форуме Finopolis 10 октября 2019 года:
Масштаб финансовых технологий такой, что уже нужно более масштабное регулирование.
При этом, по его словам, ряд современных механизмов (системы быстрых платежей, QR-платежей и другие) в определенной степени дублируют механизмы второй платежной директивы, что может снизить темпы развития сегмента небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). «Вторым фактором риска могут стать высокие требования к капиталу, сравнимые с требованиями к HKO»,— указывает он.
Вместе с тем участники рынка не считают, что на нем появится много игроков, ранее на нем не присутствовавших. По словам председателя правления НП «Национальный платежный совет» Алмы Обаевой, платежные агенты и банковские платежные агенты «могут стать НППУ первого типа, но для этого им придется нарастить капитал». Что касается НППУ второго типа, то в него могут переформатировать свою деятельность небанковские кредитные организации, которым лицензия во всех смыслах «дорого обходится». Сдав лицензию, уверена Алма Обаева, они смогут стать поставщиками платежных услуг, «выпуская свои кошельки и обслуживая физических лиц».