Сборная России финишировала не на своем месте

Ее олимпийское выступление лучше, чем итоговая позиция в иерархии

Пекинскую Олимпиаду сборная России завершила формально на очень низком — девятом — месте в медальном зачете. Однако оно не должно никого обманывать. На самом деле ее выступление все-таки больше похоже на успех, нежели на провал. Российская сборная оказалась конкурентоспособной почти во всех видах программы, а молодость ее лидеров выглядит гарантией неплохих олимпийских перспектив, взгляд на которые, впрочем, слегка портит допинговый инцидент с Камилой Валиевой.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Пекинская Олимпиада для российской сборной, выступавшей в Китае из-за санкций Всемирного антидопингового агентства (WADA) под нейтральным флагом как команда Олимпийского комитета России (ОКР), завершилась бурным и драматичным уикендом — с эффектной победой Александра Большунова в лыжном марафоне, принесшем ему третье золото и пятую награду на этих Олимпийских играх, с проигрышем в страшной борьбе китайцам российских пар в фигурном катании, с осечкой хоккеистов в финале их турнира против оказавшихся слишком крепкими финнов.

Он, этот уикенд, так и не поднял российскую сборную на такое место в медальном зачете, которое можно было бы считать почетным без всяких оговорок. Наоборот, место, занятое в нем нашей сборной, выглядит крайне непривлекательным: всего лишь девятое.

Ниже, вообще выпадая из топ-десятки, российская сборная на зимних Олимпиадах опускалась лишь дважды, но крах в Ванкувере в 2010 году был каким-то экстраординарным недоразумением, а в Пхёнчхане в 2018-м не соревновалась большая часть ведущих отечественных спортсменов, отцепленная чистками, вызванными допинговым кризисом.

Однако на провал итог этой Олимпиады для российской сборной, конечно, не тянет. Как не тянул на него непривлекательный на первый взгляд итог состоявшейся всего полгода назад Олимпиады в Токио: в ее медальном зачете российская команда оказалась пятой, хотя раньше на летних Олимпийских играх всегда была либо в тройке, либо вплотную к ней. Более того, объясняя, почему китайская кампания — это скорее успех, пусть не такой очевидный, каким мог быть, чем неудача, те, кто за нее отвечал, могут воспользоваться ровно такими же аргументами, какими пользовались, демонстрируя соль случившегося, после кампании японской. Забавно, но все они по-прежнему под рукой, по-прежнему актуальны и сейчас.

Актуален, допустим, более внимательный взгляд на медальную таблицу. Отрыв только у норвежцев с немцами, а тройка-то от сборной России совсем недалеко: у замыкающих тройку китайцев на три золота больше. Однако в этот небольшой промежуток, к несчастью для российской сборной, уместились еще американцы, шведы, голландцы, австрийцы и швейцарцы.

А общее количество медалей — 32 — у сборной России так и вовсе шикарное. Она по этому показателю опережает всех, кроме норвежцев, китайцев — в два с лишним раза. У нее самой, кстати, столько не было никогда. Прежний зимний рекорд — ровно три десятка с учетом всяких допинговых дисквалификаций — был установлен на сочинской Олимпиаде в 2014 году. На домашней Олимпиаде — а тут, в Пекине, часто приходилось биться за золото и другие награды с китайскими спортсменами, на чужом поле.

Актуально утверждение о том, что такой широкой «базы», такого широкого охвата олимпийской программы, что ли, как у сборной России, нет ни у кого, за исключением, опять же, норвежцев. Да, все золото ей добыли исключительно лыжники и фигуристы. Но из списка видов, в которых она была либо очень сильна, либо по крайней мере конкурентоспособна, выпали разве что горные лыжи с двоеборьем. А вся спортивная мощь Германии, Китая, США, Швеции, Голландии, Австрии, Швейцарии — в двух-трех жанрах. Причем российская «база» становится крупнее и крупнее. Еще недавно, например, в тени держались прыжки с трамплина, а в Китае они принесли серебро и несколько почетных результатов.

Фотогалерея

Медали сборной России

Смотреть

Актуален тезис о том, что сборная России на этой Олимпиаде — чуть ли не чемпион по верным, но упущенным шансам, по несбывшимся надеждам. Она была бы гораздо выше в медальном зачете, если бы Эдуард Латыпов в заключительной стрельбе биатлонной эстафеты отстрелял просто плохо, а не катастрофически плохо. Она была бы гораздо выше в нем, если бы хоть одну лишнюю небольшую помарочку допустила в фигурном катании китайская пара Суй Вэньцзин—Хань Цун. Она поднялась бы на несколько ступенек, если бы реализовали свой потенциал отправлявшиеся в Китай фаворитами фристайлисты Максим Буров и Анастасия Таталина, сноубордисты Софья Надыршина и Дмитрий Логинов, саночник Роман Репилов, керлингистки. Но в любом случае о коллективном движении вниз, даже учитывая ремарки насчет этих спортсменов, речь точно не шла.

Наконец, после пекинской Олимпиады, как и после Олимпиады в Токио, греет душу возраст российских спортсменов — и тех, кто допрыгнул до своего потолка, и тех, кто не допрыгнул, хотя должен был.

Олимпийскому герою Александру Большунову всего 25 лет, ерунда для лыжника. Наталья Непряева, лидер женской лыжной команды, всего на год старше, а Веронике Степановой доверили финишировать в «золотой» эстафете, разогнанной Непряевой, в 21. Биатлонистка Кристина Резцова — ровесница Большунова. Максиму Бурову — 23, и он в команде фристайлистов и сноубордистов тянет чуть ли не на ветерана, как Вик Уайлд, потому что в ней есть классные спортсмены, которым и 20 не исполнилось,— Софья Надыршина, Анастасия Смирнова. Как нет 20 и нахальному Константину Ивлиеву, взорвавшему 500-метровку в шорт-треке. А уже летающему так же далеко, как признанные мировые лидеры, прыгуну с трамплина Данилу Садрееву — 17.

Бесспорный факт: авангард пекинского варианта сборной России молод, у него впереди не один, а два-три олимпийских цикла. И это повод строить планы на перспективу более амбициозные, чем пекинские. Хотя, надо полагать, как минимум не меньше, чем эти планы, людей, которым по должности положено ими заниматься, волнует сейчас другой вопрос. Он связан с громким допинговым делом Камилы Валиевой. Пока инцидент вылился в личную трагедию 15-летней фигуристки, оставшейся без медали в состязаниях одиночниц. Но удивительно строгая и холодная риторика президента Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха в его оценке случившегося, жесткие слова других заметных функционеров из разных структур — чересчур явный намек на то, что проблемы могут коснуться не только Валиевой, что решить их как можно оперативнее и эффективнее для все еще находящегося под санкциями российского спорта, может, даже важнее освоения новых олимпийских территорий и изобретения надежных способов подводки лучших спортсменов к главным стартам. Ну не бывает в России так, чтобы Олимпиада — и без головной боли.

Алексей Доспехов, Пекин

Вся лента