Москва для «Москвичей»
Мэр Москвы объявил о возобновлении производства легковых автомобилей под историческим брендом
Об этом Сергей Собянин утром в понедельник написал в своем блоге, пояснив, что такое решение было принято после того, как иностранный собственник решил закрыть московский завод Renault. Правительство города не могло остаться безучастным к судьбе многотысячного трудового коллектива предприятия, который остался без работы, а потому завод будет принят на баланс столицы.
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Что именно за автомобили уже в этом году должны начать сходить с конвейера, градоначальник не уточнил, отметив, что на первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей.
Едва ли речь идет о возобновлении выпуска «Москвича-2141» — последней модели АЗЛК, выпускавшейся на заводе до того, как в марте 2002 года главный конвейер был окончательно остановлен. В экспортном варианте модель называлась ALEKO, что не имело никакого отношения к герою Пушкина из поэмы «Цыганы», это было остроумным сложением первых букв от «Автозавод Ленинского Комсомола». Но в народе за не слишком высокую надежность машину называли «калекой». За прошедшие два десятка лет конструкция, за основу которой в свое время был взят автомобиль марки Chrysler-Simca, и вовсе стала архаикой. Да и оборудование, на котором выпускались эти машины, давно уже распродано в другие страны, в том числе в Иран.
Реклама автомобиль Aleko-141
Фото: Из архива «Автопилота»
Реклама автомобиля «Москвич» 408
Фото: Из архива «Автопилота»
Реклама автомобиля «Москвич»
Фото: Из архива «Автопилота»
Реклама автомобиля «Москвич»
Фото: Из архива «Автопилота»
Реклама автомобиля «Москвич»
Фото: Из архива «Автопилота»
Реклама автомобили «Москвича»
Фото: Из архива «Автопилота»
Отчасти подсказкой может служить то, что партнером проекта Правительство Москвы выбрало КАМАЗ. Если кто забыл, когда-то предприятие выпускало не только грузовые автомобили, но и микролитражки «Ока» — в Набережных Челнах они назывались «Кама». И в контексте того, что сейчас на КАМАЗе всерьез обсуждается идея сделать упор на выпуске кабин грузовиков образца 1976 года, то, как говорится, почему бы и нет. Хотя слава у автомобиля тоже была не самая лучшая — за небольшие шансы выжить в серьезном ДТП «Оку-Каму» называли «капсулой смерти».
Реклама автомобиля «Ока»
Фото: Из архива «Автопилота»
Поэтому хочется думать, что речь все же идет об электромобиле «Кама-1». Разработанная питерскими студентами — при участии КАМАЗа, конечно же — машина собрала очень хорошие отзывы в Интернете, где принято забрасывать известной субстанцией все отечественные электромобильные стартапы. На изготовленном в единственном экземпляре ходовом прототипе краска не пузырилась, кузовные зазоры были ровными, ничего не отваливалось. Выглядела машинка симпатично, да и ехала бодро. Запас хода в 250 км, максимальная скорость — 150 км/ч, а разгон до «сотни» за 6,7 секунды. Публика ожидала увидеть пенсионерскую коляску, а ей показали не то что бы «пулю», но что-то вполне себе быстрое. Серийный выпуск этой симпатичной машины должны были начать еще в прошлом году, но теперь передвинули на 2024 год. Если именно ей предстоит стать «Москвичом», то это наверняка может сдвинуть сроки реализации проекта поближе ко дню сегодняшнему.
«Кама-1»
Фото: Автопилот
«Кама-1»
Фото: Автопилот
«Кама-1»
Фото: Автопилот
«Кама-1»
Фото: Автопилот
После заявления мэра, которое, конечно же, надо считать скорее политическим, остаются и другие вопросы. Например, российский филиал Renault — ЗАО «Рено Россия» — еще осенью 2015 года зарегистрировал в Роспатенте права на товарный знак «Москвич», его логотипы, написание, как кириллицей, так и латиницей, а также на все изображения, которые когда-либо использовались на автомобилях АЗЛК. То есть, вроде бы нельзя просто так взять и снова начать выпускать «Москвичи». Разве что написать название марки в старой орфографии — «Москвичъ». В контексте того, что в последние годы на АЗЛК выходили модели с ретро-названиями «Святогор», «Юрий Долгорукий», «Иван Калита», это смотрелось бы логичным.
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Экспонаты в музее АЗЛК, 2006 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Неработающий конвейер по сборке автомобилей «Москвича», 2006 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Спуск вывески «Москвича» и АЗЛК с крыши автозавода, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Цех АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Территория АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Территория АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Демонтаж вывесок «Москвича» и АЗЛК со здания бывшего завода, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Территория АЗЛК, 2014
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Территория АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Территория АЗЛК, 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Само по себе возрождение автомобильного бренда со славной историей — инициатива, безусловно, правильная. Жаль только, что, как это сейчас модно говорить, «триггером» для нее послужили известные события, а не наше стремление с уважением относиться к своему прошлому. Знаменитую некогда «Летающую тарелку» рядом с выходом из метро «Текстильщики» — инопланетное по виду архитектурное сооружение из стекла и алюминия, в котором когда-то находился музей АЗЛК, доламывали совсем недавно, в феврале 2022 года.