Сказки и «Сказка»
Тренды, кризисы и взлеты киногода-2023
В 2023 году российский кинопром удивил новыми кассовыми достижениями и внезапной всенародной популярностью сериала о пацанских разборках, но совсем не удивил новыми ограничениями. Главное кинособытие года — двойной удар «Барби» и «Оппенгеймера» — осталось за бортом официального отечественного проката, но наши зрители нашли способы ознакомиться и с ним. О трендах, кризисах и итогах уходящего года в российской и зарубежной киноиндустрии рассказывает Юлия Шагельман.
«Чебурашка» и сказки
Для российской киноиндустрии 2023 год начался вполне успешно. Вышедший на экраны 1 января «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко стал абсолютным кассовым чемпионом года, а также отечественного кинопроката за всю его историю, собрав почти 6,9 млрд руб. Правда, в новогодние каникулы фильм шел при полном отсутствии конкурентов — среди легальных кинорелизов их просто не было, а кинотеатры, крутившие «Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона в рамках так называемого предсеансового обслуживания, передвинули эти сеансы на более поздние даты.
Тем не менее финансовые результаты «Чебурашки» превзошли самые смелые ожидания и дали повод для победных реляций о том, что кинопрокат вполне может обойтись без западных блокбастеров.
Эту нишу, судя по всему, предназначено занять экранизациям сказок — жанру, который удачно совмещает в себе отсылки к истинно российской самобытности и развлекательное зрелище для всей семьи. Второе место после «Чебурашки» среди рекордсменов бокс-офиса занял фильм «По щучьему велению» Александра Войтинского, заработавший около 2,5 млрд руб., а в первую десятку также вошла «Баба Яга спасает мир» с более чем 603 млн. Этот успех киностудии и прокатчики намерены развивать и дальше: с 1 января 2024 года за зрительские сердца и кошельки будут бороться «Бременские музыканты» Алексея Нужного, уже в марте выйдет «Летучий корабль» Ильи Учителя, на следующий новый год — «Волшебник Изумрудного города» Игоря Волошина, а еще «Руслан и Людмила», два варианта «Огнива» и так далее.
Пиратский прокат не сдается
В 2023 году доля российского кино в общей сумме кассовых сборов составила 60%, а сама эта сумма увеличилась в полтора раза по сравнению с прошлым годом, хотя ей все еще далеко до показателей допандемийного и досанкционного 2019 года.
Тем не менее спрос зрителей на зарубежные фильмы, выходящие как официально, так и по теневым схемам, сохраняется. Например, тот самый «предсеансовый» «Аватар» по итогам года занял четвертое место по сборам, составившим свыше 1,1 млрд руб. И это только то, что удается подсчитать: кинотеатры прибегают не только к «предсеансовому обслуживанию», но и к другим вариантам вроде частной аренды залов, так что реальные масштабы пиратского проката определить невозможно. По оценкам экспертов, на него приходится 20% сборов. И пока государство и участники индустрии не могут прийти к единому мнению по поводу этих полулегальных схем или ввода параллельного импорта для кино, такая ситуация будет сохраняться.
Успехи стримингов
Онлайн-платформы от ухода зарубежных студий-мейджоров пострадали значительно меньше. Здесь большим спросом пользуются, например, турецкие, индийские и корейские сериалы, а главное — оригинальные проекты стримингов, которых в 2023 году вышло более ста. Разумеется, не все они, хотя бы в силу количества, в равной мере привлекли зрительское внимание. Среди лидеров года по просмотрам и рейтингам — фэнтезийно-музыкальный «Король и Шут», сатирическая «Кибердеревня», ностальгическая «Мир! Дружба! Жвачка!», не теряющая популярности третий сезон, драматический «Плейлист волонтера» и триллерно-криминальный «Фишер». Но всем им оказалось далеко до главной онлайн-сенсации, напомнившей о, казалось бы, ушедших временах, когда вся страна смотрела и обсуждала одно и то же,— сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте», выходившего с 9 ноября по 21 декабря на платформах Wink и Start.
«Слово пацана»
Интерес к шоу о молодежных бандах в Казани конца 1980-х вышел далеко за пределы стриминговых рекордов, которых оно поставило несколько (только в первый уик-энд, по данным Wink, первые два эпизода посмотрело свыше 1 млн человек, в дальнейшем эти цифры только росли). Его осуждали за романтизацию насилия интернет-инфлюэнсеры, призывали запретить депутаты, проверял Роскомнадзор (не найдя в итоге никаких нарушений), хвалили кинокритики и Никита Михалков, а о причинах его взрывной популярности высказались, кажется, все, от психологов до политологов, в то время как песня группы АИГЕЛ из саундтрека стала хитом не только в России, но и в других странах, а положенная в основу сценария документальная книга Роберта Гараева была распродана полностью (сейчас готовится к выпуску дополнительный тираж). Общественные дискуссии подогрела также история со сливом в сеть двух последних серий и пересъемками финала по причинам то ли техническим, то ли идеологическим, то ли коммерческим — чтобы сделать зацепку на второй сезон. Как бы там ни было, авторам, хоть и снимавшим, казалось бы, про дела 35-летней давности, явно удалось попасть в нерв именно сегодняшнего времени, что уже редкость для российского кино, чем дальше, тем больше старающегося избегать острых тем.
Запреты и ограничения
Это уклонение вполне понятно, ведь пока одни кинодеятели уходят в прошлое или вовсе выдуманные сказочные миры, другие вынуждены сталкиваться с реальностью, накладывающей ограничения на то, о чем и каким образом можно говорить в кино. Одним из самых громких событий года стал отказ Минкульта в выдаче прокатного удостоверения фильму Александра Сокурова «Сказка» без какого-либо внятного объяснения. Картина в итоге была выложена на YouTube-канале Ксении Собчак, где она доступна к просмотру любому желающему, так что смысл этой запретительной меры стерся окончательно.
Тем не менее ряд других отечественных и зарубежных фильмов, не получивших разрешения на прокат, широкий зритель так и не увидел. Среди них — «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой, премьера которого состоялась в январе на кинофестивале в Роттердаме (в России у него было только несколько фестивальных показов), «Близко» бельгийского режиссера Лукаса Донта, «Догмен» Люка Бессона и другие. Прокатное удостоверение триллера «Убийца "Священный паук"» иранского режиссера Али Аббаси Минкульт отозвал через пять дней после выхода на экраны, а криминальная драма «Айта» Степана Бурнашева, получившая несколько фестивальных призов и успешно прошедшая в прокате, была удалена из онлайн-кинотеатров по требованию Роскомнадзора, разглядевшего в ней призывы к межнациональной розни. При этом критерии, приводящие к запретам, совершенно размыты — это может быть и нарушение своеобразно истолкованных мер действующего законодательства, и участие в картине актеров с недостаточно патриотическими взглядами, или вовсе туманные «иные случаи».
«Барбигеймер»
Если в России словом 2023 года стало «Слово пацана», то в мировой киноиндустрии он прошел под знаком «Барбигеймера». Две голливудские премьеры — «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — вышли в прокат в одни и те же даты в июле и благодаря талантливо обыгранному маркетологами контрасту в визуальной стилистике, тематике и интонации стали главным киномемом года. Рекламную кампанию (в нее в основном вкладывалась выпустившая «Барби» студия Warner Brothers, «Оппенгеймер» скорее удачно упал ей на хвост) совершенно добровольно и с энтузиазмом подхватили пользователи соцсетей, рисовавшие забавные картинки, придумывавшие шутки с игрой слов и превратившие поход в кино на оба фильма в событие, требующее специальных костюмов и непременного запечатлевания все в тех же соцсетях.
В результате «Барби» оказалась лидером мирового проката, собрав более $1,4 млрд, а «Оппенгеймер» занял третье место с $952 млн — отличный результат для трехчасовой, частично черно-белой биографической драмы о создателе ядерной бомбы.
Проигравшим в этой дуэли оказалась только вышедшая на экраны одновременно с ними «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» Кристофера Маккуорри, попавшая под двойной каток и собравшая ниже ожиданий: по результатам года она заняла в международном прокате восьмое место, а в домашнем американском и вовсе тринадцатое.
Забастовки в Голливуде
Однако оптимизм, который внушили экспертам и участникам индустрии кассовые сборы «Барбигеймера», доказавшие, что зрители вполне готовы оторваться от экранов компьютеров и телефонов и пойти смотреть фильмы в кинотеатрах, если их туда грамотно заманить, был подорван одним из крупнейших кризисов в голливудской истории. Его вызвали забастовки гильдий сценаристов и актеров, проходившие одновременно впервые с 1960 года. Первая продлилась 148 дней, вторая 118, и если из-за невыхода на работу сценаристов пришлось останавливать или переносить съемки будущих проектов, то запрет актерам участвовать в премьерах и прочих промомероприятиях сказался на уже снятых. Они либо вышли без запланированной маркетинговой поддержки и, соответственно, недобрали в прокате, либо тоже были перенесены.
В итоге бастующие добились от киностудий выполнения почти всех своих требований в том, что касается условий труда, его оплаты и — вопрос, который вызвал особенные сложности на переговорах,— ограничения использования искусственного интеллекта в кино и сериалах. Однако за время простоя индустрия понесла убытки, которые исчисляются в миллиардах долларов. Их точную сумму еще предстоит подсчитать, так как из-за изменения графика съемок и премьер последствия забастовок будут ощущаться еще долго.